Раз в два года в Женеве на заседании сторон Роттердамской конвенции рассматривается вопрос о судьбе хризотил-асбеста, по сути о его повсеместном запрете и ликвидации мировой хризотиловой отрасли.
Российская Федерация обладает крупнейшей в мире сырьевой базой хризотил-асбеста. 18% добываемого минерала используются на российском рынке для производства асбестоцементных, асбестотехнических, теплоизоляционных и других материалов. 82% экспортируется в десятки стран на разных континентах.
В промышленности стройматериалов хризотил-асбест в его многообразной номенклатуре является самым экспортно ориентированным. В 2018 году Российский экспертный центр, зафиксировав рост несырьевого неэнергетического экспорта, подтвердил лидерство именно хризотиловой отрасли. Для рыночной экономики это плюс, который не дает покоя иным «завистникам» из-за рубежа, организующим под видом антиасбестовой кампании продвижение искусственных заменителей.
В России и Казахстане, в Индии и Киргизии, в Мексике и Вьетнаме и десятке других стран, где предприятия, добывающие хризотил и выпускающие хризотилсодержащие материалы, являются градообразующими, трудящиеся, профсоюзные и общественные организации выдвигают единый лозунг: «Руки прочь от хризотила!».
Девятое заседание сторон Роттердамской конвенции проходило в апреле-мае 2019 года в Женеве. Организовано все по программам ООН — по окружающей среде ЮНЕП и ФАО, основная задача которой — борьба с голодом. В вопрос «О процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных химических веществ и пестицидов в международной торговле» в течение многих лет настойчиво вклинивают тему хризотила, хотя это природный минерал, испытанный временем и практикой применения. А его запрет, которого упорно добиваются противники, может реально привести к закрытию предприятий и потере рабочих мест, к обнищанию и голоду (!) многих миллионов людей. Сегодня 2/3 населения Земли успешно используют хризотил-асбест в производстве и повседневной жизни.
И вновь, уже в седьмой раз, 157 официальных сторон Роттердамской конвенции решали: быть или не быть хризотил-асбесту. При этом многим не дает покоя то, что и здесь наша страна впереди других: в российской сырьевой базе хризотил-асбеста сосредоточены 80% мировых балансовых запасов руды. А в числе лидеров хризотилдобывающих предприятий — комбинат «Ураласбест», что в Свердловской области.
Как рассказал Дмитрий Селянин, советник Международного Альянса профсоюзных организаций «Хризотил», делегированный ОАО «Ураласбест», подготовительное совещание состоялось в Постпредстве РФ в Женеве. Дипломаты подтвердили, что будут выступать против включения хризотила в Приложение № 3.
В состав официальной российской делегации вошли представители Минздрава, МИДа, Минпромторга РФ, Роспотребнадзора, хорошо владеющие ситуацией и дипломатическими методами воздействия на оппонентов. Активно и результативно в переговорном процессе участвовали сотрудники Постоянного представительства РФ при отделении ООН и других международных организаций в Женеве, а также делегаты зарубежных стран. С четкой позицией о безопасности использования хризотила под контролем, подкрепленной исследованиями ученых, специалистов, выступила кандидат медицинских наук, заместитель директора Департамента охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического состояния человека Министерства здравоохранения РФ Наталья Костенко.
Со знанием дела к процессу был подключен информационный ресурс из материалов, заблаговременно доставленных в Швейцарию с Урала. Еще до официального открытия асбестовцы развернули стенд на информационной ярмарке, который в итоге посетили делегаты из 40 стран. Увы, поначалу большинство из них, как от «чумы», шарахались даже от упоминания об асбесте, «источающем смерть». ХХI век, а люди не имеют никакого представления о разнице между хризотиловым и амфиболовым асбестом. Поэтому шла скрупулезная разъяснительная работа по развеиванию мифов об асбесте — в пример приводились статистические данные, вручался наглядный информационный материал. Неподдельный интерес вызвал переносной баннер со статьей английского ученого Джона Хоскинса и фото с пожара в многоэтажном доме Гренфел Тауэр в Лондоне, главный вывод которой: сохранение хризотил-асбестовых панелей в жилой башне могло бы минимизировать последствия страшного пожара и избежать массовых жертв.
В переговорном процессе у информационного стенда уральцам помогали представители делегаций из Казахстана, Киргизии, Сирии, Зимбабве, Венесуэлы, Пакистана, Индии, Ирана, Кубы, что, несомненно, способствовало укреплению хризотиловой коалиции.
Поначалу рядом с россиянами свой стенд расположили пожарные из Австралии, где очень негативно относятся к асбесту. Но, видимо, побоявшись информационных «атак» соседей, они быстро ретировались, видя многочисленность защитников минерала. Рядовой, но оптимистичный сюжет женевских рабочих будней.
Неожиданным стало вручение необычной награды. Прямо на стенд принесли Сертификат, сообщающий, что «Международный альянс профсоюзных организаций «Хризотил» награждается — в признательность за участие и вклад в Информационную ярмарку». Документ подписал Рольф Пайет, исполнительный секретарь Базельской, Роттердамской и Стокгольмской конвенций. Такое признание дорогого стоит, особенно в сравнении с инцидентами двухлетней давности, когда были попытки испортить российский стенд.
Рабочий ритм ускорялся день ото дня. 7 мая началось обсуждение вопросов в рамках Роттердамской конвенции: соблюдение принципов и оценка ее эффективности.
Рано утром перед началом заседания в фойе конференц-центра российская делегация инициировала демонстрацию с плакатами и лозунгами на английском языке на тему «Хризотил навсегда». К пикету присоединились Даурен Мункебаев из «Костанайских минералов» Житикары, представитель Камбоджи Инь Суим, коллеги — из Вьетнама Ханг Буи и Джозеп Монраба из Бельгии. Сотни делегатов, проходившие в зал, останавливались, делали фото. Ненадолго к акции присоединилась незнакомка из африканской страны.
Следом в противовес антиасбестовая группировка выставила гневные плакаты: «Асбест убивает», «Купи хризотиловый асбест, умри потом». К зажженной свече, якобы в память об умирающих от асбеста, они положили белые розы. Среди организаторов пикета был замечен и член Секретариата конвенции, что по всем канонам расходится с принципами демократии и справедливости.
На пленарном заседании Секретариат, как и два года назад, предложил внести поправки относительно условий голосования — с последующей заменой консенсуса на большинство голосов. Особенно активно эту идею поддержали представители Нигерии, Швейцарии, Норвегии, Боливии, Габона. Но против «хитроумных» нововведений, перечеркивающих принципиальный консенсус, выступило как раз большинство — вместе с Международным альянсом профсоюзных организаций «Хризотил» это были делегации Казахстана, ЕС, Новой Зеландии, Испании, Пакистана, некоторых африканских государств, стран Западной и Юго-Восточной Азии, Северной и Южной Америки. Причем также РФ, Казахстан и США особо отметили необходимость консенсуса в отношении соблюдения самой конвенции.
Ранним холодным утром 8 мая, несмотря на дождь и пронизывающий ветер, уральские активисты Международного альянса «Хризотил» вместе с коллегами из Казахстана, Вьетнама, Камбоджи, Индии, Зимбабве провели пикет в поддержку минерала. Впервые за много лет швейцарские власти дали разрешение защитникам хризотила выйти со своими лозунгами в центр Женевы. На Площади наций перед европейской штаб-квартирой ООН, у метафоричной скульптуры «Сломанный стул», плечом к плечу, сомкнув ряды, наши товарищи отстаивали право на труд трудящихся мировой хризотиловой отрасли. В преддверии 9 мая, как символ Победы, они спели знаменитую песню «Катюша».
Как стало известно в кулуарах, попытки лоббистов антиасбестовой кампании провести свои акции протеста в Женеве на сей раз не увенчались успехом.
Между тем обстановка на пленарных заседаниях была жаркой, обсуждения и дебаты порой заканчивались глубоко за полночь. Дважды в ходе майской конференции Дмитрий Селянин, советник Международного альянса профсоюзных организаций «Хризотил», выступил с коллективными заявлениями. Доходчиво, настойчиво и аргументированно он сумел довести до делегатов позицию по безопасности использования природного минерала под контролем, объясняя сущность антиасбестовой войны нечистоплотной конкуренцией производителей заменителей, неизвестно как воздействующих на человека и окружающую среду.
В 2019 году число сторонников хризотила еще увеличилось. 10 стран вместо семи в 2017-м выступили против включения хризотила в приложение № 3 Роттердамской конвенции: Россия, Казахстан, Сирия, Зимбабве, Киргизия, Венесуэла, Пакистан, Куба, Индия, Иран, негосударственная организация «Работники Казахстана», представитель Ассоциации производителей фиброцементных изделий Индии и полным составом Международный альянс профсоюзных организаций «Хризотил», коллективным членом которого является профсоюзная организация комбината «Ураласбест».
Очередная битва выиграна, но война продолжается. Рассмотрение вопроса о включении хризотила в запретительный список перенесено на 2021 год.
По окончании пленарной сессии Дмитрий Селянин передал Альварас-Пересу, президенту Роттердамской конвенции, стопку листовок с Обращением в защиту хризотиловой отрасли, которые в течение февраля — апреля 2019 года подписывали трудящиеся комбината «Ураласбест» и неравнодушные асбестовцы на профсоюзных митингах и мероприятиях. Подарили президенту и альбом «Поколение победителей. 80 +» с фотографиями наших активных долгожителей, который производит на всех неизгладимое впечатление своей правдивой простотой. Не то что очередной сгорбленный старик — на сей раз из Индонезии — представленный залу как жертва хризотила: видимо, ничего достовернее у противников нет.
Альянсом было проведено параллельное мероприятие на тему «Роль профсоюзов в безопасном использовании химических веществ», на котором выступили представители Вьетнама, Камбоджи, Зимбабве. Кроме сторонников хризотила на встрече присутств овали делегаты из африканских государств и член Секретариата. По скайпу выступил Клемент Годбу, советник по деятельности профсоюзов Канады. Хоть в Квебеке и заморозили производство хризотила, он напутствует коллег: запрет минерала в отдельно взятой стране еще не победа его противников.
Женевское заседание стало серьезным испытанием: в адрес защитников хризотила летели смертельные стрелы лжи и грязные технологии оппонентов.
—Но сегодня на нашей стороне целый ряд стран, ранее не имевших четкой позиции по данному вопросу, — прокомментировал Дмитрий Селянин. — Это свидетельство намечающегося изменения в сознании людей: возврат к природному и чистому, отказ от дорогого и искусственного.
С необычной инициативой выступила Кения, предложив провести в 2021 году десятую конференцию сторон Роттердамской конвенции в ее столице — городе Найроби. К сведению: в этом государстве Восточной Африки имеется Постоянное представительство России при международных организациях, что совсем неплохо в сложившейся ситуации. Борьба за хризолит продолжается.
Людмила СИЯЛОВА, член Союза журналистов России