Ереване проходит семинар, посвященный обсуждению проблем, связанных с использованием асбестосодержащих материалов.
Вреден асбест или безопасен? Этот вопрос сегодня волнует не только заинтересованных в производстве асбеста лиц, но и простых граждан, в своей каждодневной жизни так или иначе сталкивающихся с материалами, содержащими это вещество.
Пыль асбеста считается канцерогенным веществом: многие считают, что при попадании в дыхательные пути он вызывает ряд легочных заболеваний, в числе которых – рак легких. МАИР (Международное агентство по изучению рака) даже внес асбест в список канцерогенов первой категории, наряду с мышьяком, радием и рядом других опасных веществ.
Академик российской академии наук, научный руководитель института медицины труда Николай Измеров в беседе с армянскими журналистами сказал, что, по его мнению, вредны далеко не все виды асбеста. По его словам, голубой асбест, который добывается в южной Африке, - действительно очень опасный канцероген. А хризотиловый асбест, который добывается в Ураласбесте, широко используется на территории бывшего СССР и опасности не представляет.
По мнению Николая Измерова, повсеместный запрет на использование асбеста связан вовсе не с тем, что он вреден для здоровья, а с политической, экономической заинтересованностью некоторых сторон.
“Да, асбест канцерогенен так же, как никель, хром и нефть, но почему мы не запрещаем ни никель, ни хром, ни нефть? А асбест надо запретить – потому что его добывают в России. Это не научная проблема, а проблема коммерческая, проблема политическая, проблема экономическая”, - сказал он журналистам.
В самом деле, половина асбеста в мире производится именно в России. Николай Измеров также отметил, что Россия – один из главных производителей хризотилового асбеста, и примерно полмиллиона людей там заняты в асбестовой промышленности: они занимаются добычей, переработкой этого вещества, работают на шиферных заводах и на заводах по производству асбестоцементных труб и так далее. Можно представить, какой урон запрет асбеста наносит России. Можно также представить, какие финансовые вложения понадобятся, чтобы переквалифицировать все эти заводы и начать производить там что-то другое.
По словам Николая Измерова, согласно резолюции, принятой 23 мая 2007 года на 60 всемирной ассамблее здравоохранения, ВОЗ приняла глобальный план по сохранению здоровья рабочего населения мира на 2008-2017 годы. Один из пунктов плана – решить проблему асбест-обусловленных заболеваний с учетом дифференцированного подхода. То есть, предлагалось запретить не использование асбеста в целом, а использование его вредных видов. Но почему-то, по словам Николая Измерова, сегодня и ВОЗ, и все другие игнорируют этот факт и рекомендуют всем странам, в том числе странам СНГ, запретить использование любого асбеста, хотя никаких научных оснований для этого нет.
“Мы не говорим, что асбест не канцерогенен, мы говорим, что контролируемоеиспользование асбеста сегодня возможно”, - отметил Николай Измеров.