Успешный менеджмент
Опыт предприятия, которое не просто выживает, а ещё и наращивает (!) в тяжелейшее для всех время показатели, особо значим в деловой среде. В этой связи ваш корреспондент - в гостях у Олега Меренкова, генерального директора ЗАО "ВАТИ-АВТО" - предприятия, детали которого сегодня работают практически в каждом российском автомобиле и на всех белорусских тракторах. ИТАК, о бесценном опыте.
ЗАО"ВАТИ-АВТО" - часть холдинга ОАО "Волжский завод асбестотехнических изделий". Закрытое акционерное общество было создано в 2003 году, когда руководство ОАО "ВАТИ" решило выделить отдельные производства, предоставив им полную маркетинговую свободу, свободу выбора направлений деятельности! Прошло время. Структурная перестройка оказалась эффективной и выгодной. Отдельным производствам, в числе которых было и ЗАО "ВАТИ-АВТО" было гораздо проще четко отслеживать изменения конъюнктуры в своем сегменте рынка и оперативно на них реагировать! В итоге за сравнительно короткий период самостоятельного существования ЗАО "ВАТИ-АВТО" сумело в пять раз увеличить объемы выпускаемой продукции!
Специализация "ВАТИ-АВТО" - выпуск узлов и деталей для комплектации автомобилей и тракторов. Эти узлы и детали, номенклатура которых превышает 1000 наименований, можно разделить на две больших группы: прокладки различных видов и фрикционные изделия.
Многие из представляющих первую группу неармированных вырубных прокладок и сложных армированных прокладок работают в непростых условиях, во многом определяя важнейшие параметры двигателей внутреннего сгорания и автомобилей в целом и отвечая всем требованиям мировых стандартов. Сегодня большая их часть производится с применением современных материалов, без использования асбеста. Красноречивый факт, говорящий о конкурентоспособности изделий "ВАТИ-АВТО"при качестве изготовления, соответствующему европейскому уровню, они стоят вдвое и даже втрое меньше зарубежных аналогов. Не случайно продукция ЗАО "ВАТИ-АВТО" регулярно отмечается наградами и дипломами различных российских и международных выставок.
Ещё одна большая группа продукции ЗАО - тормозные колодки для автомобилей, накладки дисков сцепления и др.
В целом "ВАТИ-АВТО" принадлежит сегодня около 30% российского рынка изделий этих двух групп. Причем, если по прокладкам всех видов волжское производство является безусловным российским лидером, то в части фрикционных изделий у него более скромное место.
Генеральный директор ЗАО "ВАТИ-АВТО" Олег Меренков говорит, что практически в каждом отечественном автомобиле, во всех белорусских тракторах работают детали, изготовленные в Волжском.
Максимум гарантий качества и безопасности продукции "ВАТИ-АВТО" подтверждается сертификатами ISO 9001-2001, ГОСТ 51184.1-2004,ISO 16949:2002.
Наличие таких сертификатов означает полное соответствие изделий предприятия особым требованиям по применению в автомобильной промышленности. "ВАТИ-АВТО" является надежным поставщиком для таких известных предприятий, как "АВТОВАЗ", "ГАЗ", "ЗМЗ", "Автодизель", "ММЗ", "МТЗ", "АВТОЗАЗ-МОТОР" и др. Однако! Если в прошлом году поставки изделий предприятия на сборочные конвейеры автозаводов составляли 70% от общего объема производства (30% поставлялось ремонтным и другим предприятиям в виде запчастей для ремонта автомобилей), то в 2009 году ситуация изменилась коренным образом.
И тут кроется главный секрет успешности предприятия. Умение оперативно и гибко отреагировать на конъюнктуру рынка. Ценнейшее качество жизнеспособных структур! А если по порядку, то падение производства автомобилей привело к резкому снижению спроса на продукцию "ВАТИ-АВТО". В связи с этим предприятие своевременно переориентировалось на выпуск ремкомплектов для «вторичного рынка». При этом понадобилось соответственно изменить номенклатуру выпускаемых изделий, начать производство и некоторых новых видов продукции.
В итоге сегодня продукция для «вторичного рынка» составляет в структуре выпуска уже 70%, а продукция, предназначенная для конвейеров автомобильных и моторных заводов только 30%.
Вот почему в 2009 году выпуск продукции на "ВАТИ-АВТО" не только не снизился, но, наоборот, увеличился. За первое полугодие было произведено изделий на общую сумму в 154,45 млн. рублей, что на 30,6% больше, чем за аналогичный период 2008 года.
Впрочем, росту производства способствовала не только его переориентация, но и приобретение холдингом производственного оборудования родственного предприятия - подмосковного Егорьевского завода. Это оборудование было перевезено в Волжский и введено в эксплуатацию.
Ныне на "ВАТИ-АВТО" оборудование используется в три смены, работа ведется и по субботам. Выпуск продукции, по словам Олега Меренкова, можно было бы еще дополнительно увеличить, если бы было достаточно рабочих рук. А их пока не хватает, хотя средняя зарплата на предприятии уже перевалила за 15 тысяч рублей. Установленное технологического оборудования действительно уникально - большая часть его в свое время поставлялась по импорту. Инструментальное производство позволяет оперативно изготавливать и заменять вырубные штампы. Причем не только для себя, но и для других родственных производств.
Выборочный контроль точности изготовления прокладок осуществляется с помощью немецких измерительных стендов с лазерными сенсорами. За доли минуты машина сличает размеры детали, введенные в ее память, с теми, которые она снимает с готовой прокладки. Если точность изготовления соответствует требуемым 0,25 мм. контуры детали на экране монитора светятся зеленым светом, а любое отклонение вызывает появление тревожного красного цвета.
Повторимся, разработка новых изделий и испытание опытных образцов проводятся по заказам "ВАТИ-АВТО" научно-исследовательским центром, входящим в состав холдинга. А вот усилия собственной маркетинговой службы нацелены на развитие своей дилерской сети "ВАТИ-АВТО", освоение новых рынков как на территории России, так и стран СНГ.
Важная задача - организация поставки изделий для сборочных конвейеров новых предприятий, созданных иностранными автопроизводителями в России. Однако пока степень локализации производства на таких предприятиях недостаточно велика практически все узлы и агрегаты поставляются им из-за рубежа в готовом виде. Но со временем и для производства таких узлов в России понадобятся комплектующие. Чтобы добиться признания крупных зарубежных компаний - автопроизводителей, "ВАТИ-АВТО" регулярно участвует в международных выставках автокомпонентов, налаживает связи с зарубежными производителями. В сентябре запланировано участие завода в одной из таких выставок - EQUIP AUTO в Париже.
Параллельно ведется постоянная работа по снижению себестоимости продукции, повышению ее качества, освоению новых изделий. В числе последних - новые прокладки из неармированного материала со специальной герметизирующей полоской. Для "вторичного рынка", повторимся, начато производство изделий, предназначенных для ремонта отечественных грузовых автомобилей.
Анатолий Кошкин
Новые деловые вести (Волгоград)
05.09.2009