ENG
Новости

​Вклад в дорогу

Стабилизирующую добавку для щебеночно-мастичного асфальтобетона (ЩМА) разработали в Житикаре. Внешне она непрезентабельна. Слегка лоснящиеся палочки, смахивающие на сигаретные фильтры разного цвета: от коричневого до пепельно-серого. Однако в них, по заверениям разработчиков, таится огромная сила: вещество позволяет асфальту выдерживать большие нагрузки дольше при высокой интенсивности движения.

23.10.2017

По сути, разработка полезна для шоссе с интенсивным движением как легкового, так и грузового транспорта. Пока трасс, покрытых щебеночно-мастичным асфальтобетоном, в Казахстане относительно немного. В Костанайской области, к примеру, ни одна дорога областного и республиканского значения ЩМА не покрыта.

Дороги областного значения строят и реконструируют по старинке, покрывая полотно щебеночно-песчано-цементными смесями. На них впоследствии и появляются трещины, а также накатанные колеи.

– Щебеночно-мастичный асфальтобетон обладает качествами, которые дают ему преимущество перед другими видами асфальтобетона, – говорит директор РГУ «Костанайжоллаборатория» Ескендир Куанышбаев. – Это сдвигоустойчивость при высоких температурах, то есть дорога способна сопротивляться пластическому деформированию при многократной нагрузке от транспортного средства.

У ЩМА шероховатая поверх­ность, которая способствует хорошему сцеплению с колесами автомобиля. При движении транс­порта зерна крупных фракций щебня контактируют между собой, и нагрузка равномерно распределяется на значительной площади покрытия. Благодаря этому и предотвращается неравномерный износ.

Дорожники признают, что щебеночно-мастичный асфальтобетон надежнее. Однако «система» не будет работать без специальной стабилизирующей добавки. Причина проста: ЩМА имеет большую зернистость, чем обычный асфальт, за счет высокого содержания щебня и низкого – песка. Поэтому битум без присадок не может держаться за щебень – стекает. В итоге полотно разрушается.

Стабилизирующая же добавка позволяет битуму оставаться на месте. Волокна, из которых она состоит, как бы связывают весь состав асфальтобетона воедино.

Сегодня в Казахстане, по словам специалистов КазДорНИИ, используются стабилизирующие добавки зарубежного производства, в основном российские и немецкие. Они созданы на основе целлюлозы или полимеров и довольно дорого стоят. Но приходится закупать, потому как до сих пор заменить их в республике было нечем.

Житикаринцы сумели разработать аналог. В его основу лег хризотил (рудное сырье для асбеста).

– Мы берем волокна хризотила средней длины и смешиваем их с битумной эмульсией, – рассказывает заместитель директора по производству АО «Костанайские минералы» Максим Новичкий. – Получаем вот такие гранулы длиной около сантиметра. Впоследствии, когда их добавляют в готовящуюся смесь ЩМА, они нагреваются и раскрываются. Говоря простыми словами, растворяются в общей массе. Волокна равномерно распределяются и начинают работать: ворсинки словно «обнимают» щебень, не давая битуму стечь.

Специалист говорит, что идея родилась не просто так. На предприятии постоянно мониторят сферу применения различных волокон. В данном случае использовали нужные свойства имеющегося сырья. Ведь стабилизирующие добавки на основе целлюлозы работают по аналогичному принципу: «обнимают» и держат. Преи­мущество хризотила в том, что он не боится перепада температур, влаги, воздействия кислоты.

То, что житикаринская разработка под названием «ЭкоТоп» не уступает зарубежным аналогам, подтвердили в КазДорНИИ. Ученые сравнили ее с немецким Viator и признали, что имеет смысл апробировать добавку в производственных условиях. Вот только ее поведение еще нужно будет контролировать.

Рекомендацией воспользовались, и сегодня житикаринский стабилизатор ЩМА уже применяется в Мангистауской области. Претензий нет.

В Костанайской области тоже есть дорога с хризотиловым стабилизатором. АО «Костанайские минералы» отремонтировало один из участков недалеко от промзоны и теперь отслеживает, как поведет себя добавка в суровых условиях Северного Казахстана.

Сегодня, говорят разработчики продукта, они могут производить до 600 тонн стабилизатора ежемесячно. Это довольно большой объем: на тонну ЩМА необходимо около 4 кг добавки. По расчетам специалистов, житикаринцы могут при успешном прохождении испытаний зак­рыть более 60% потребности республики.

Для распространения на севере Казахстана технологии ЩМА мешает погода. Как говорят специа­листы, она любит жару в районе 25 градусов, а такие температуры в Костанайском регионе даже летом держатся не всегда. Отсюда и непопулярность технологии. Хотя вполне возможно, что местные новаторы найдут выход из ситуации. 

Источник
Поделиться
Комбинату «Волна» присвоено звание «Образцовое предприятие Союза ПЖКХиЭ Красноярского края»

Президент Таджикистана Эмомали Рахмон открыл новое промышленное предприятие в Бустоне

На комбинате «Волна» высадили «Аллею Династий»

Больше новостей