Стабилизирующую добавку для щебеночно-мастичного асфальтобетона (ЩМА) разработали в Житикаре. Внешне она непрезентабельна. Слегка лоснящиеся палочки, смахивающие на сигаретные фильтры разного цвета: от коричневого до пепельно-серого. Однако в них, по заверениям разработчиков, таится огромная сила: вещество позволяет асфальту выдерживать большие нагрузки дольше при высокой интенсивности движения.
По сути, разработка полезна для шоссе с интенсивным движением как легкового, так и грузового транспорта. Пока трасс, покрытых щебеночно-мастичным асфальтобетоном, в Казахстане относительно немного. В Костанайской области, к примеру, ни одна дорога областного и республиканского значения ЩМА не покрыта.
Дороги областного значения строят и реконструируют по старинке, покрывая полотно щебеночно-песчано-цементными смесями. На них впоследствии и появляются трещины, а также накатанные колеи.
– Щебеночно-мастичный асфальтобетон обладает качествами, которые дают ему преимущество перед другими видами асфальтобетона, – говорит директор РГУ «Костанайжоллаборатория» Ескендир Куанышбаев. – Это сдвигоустойчивость при высоких температурах, то есть дорога способна сопротивляться пластическому деформированию при многократной нагрузке от транспортного средства.
У ЩМА шероховатая поверхность, которая способствует хорошему сцеплению с колесами автомобиля. При движении транспорта зерна крупных фракций щебня контактируют между собой, и нагрузка равномерно распределяется на значительной площади покрытия. Благодаря этому и предотвращается неравномерный износ.
Дорожники признают, что щебеночно-мастичный асфальтобетон надежнее. Однако «система» не будет работать без специальной стабилизирующей добавки. Причина проста: ЩМА имеет большую зернистость, чем обычный асфальт, за счет высокого содержания щебня и низкого – песка. Поэтому битум без присадок не может держаться за щебень – стекает. В итоге полотно разрушается.
Стабилизирующая же добавка позволяет битуму оставаться на месте. Волокна, из которых она состоит, как бы связывают весь состав асфальтобетона воедино.
Сегодня в Казахстане, по словам специалистов КазДорНИИ, используются стабилизирующие добавки зарубежного производства, в основном российские и немецкие. Они созданы на основе целлюлозы или полимеров и довольно дорого стоят. Но приходится закупать, потому как до сих пор заменить их в республике было нечем.
Житикаринцы сумели разработать аналог. В его основу лег хризотил (рудное сырье для асбеста).
– Мы берем волокна хризотила средней длины и смешиваем их с битумной эмульсией, – рассказывает заместитель директора по производству АО «Костанайские минералы» Максим Новичкий. – Получаем вот такие гранулы длиной около сантиметра. Впоследствии, когда их добавляют в готовящуюся смесь ЩМА, они нагреваются и раскрываются. Говоря простыми словами, растворяются в общей массе. Волокна равномерно распределяются и начинают работать: ворсинки словно «обнимают» щебень, не давая битуму стечь.
Специалист говорит, что идея родилась не просто так. На предприятии постоянно мониторят сферу применения различных волокон. В данном случае использовали нужные свойства имеющегося сырья. Ведь стабилизирующие добавки на основе целлюлозы работают по аналогичному принципу: «обнимают» и держат. Преимущество хризотила в том, что он не боится перепада температур, влаги, воздействия кислоты.
То, что житикаринская разработка под названием «ЭкоТоп» не уступает зарубежным аналогам, подтвердили в КазДорНИИ. Ученые сравнили ее с немецким Viator и признали, что имеет смысл апробировать добавку в производственных условиях. Вот только ее поведение еще нужно будет контролировать.
Рекомендацией воспользовались, и сегодня житикаринский стабилизатор ЩМА уже применяется в Мангистауской области. Претензий нет.
В Костанайской области тоже есть дорога с хризотиловым стабилизатором. АО «Костанайские минералы» отремонтировало один из участков недалеко от промзоны и теперь отслеживает, как поведет себя добавка в суровых условиях Северного Казахстана.
Сегодня, говорят разработчики продукта, они могут производить до 600 тонн стабилизатора ежемесячно. Это довольно большой объем: на тонну ЩМА необходимо около 4 кг добавки. По расчетам специалистов, житикаринцы могут при успешном прохождении испытаний закрыть более 60% потребности республики.
Для распространения на севере Казахстана технологии ЩМА мешает погода. Как говорят специалисты, она любит жару в районе 25 градусов, а такие температуры в Костанайском регионе даже летом держатся не всегда. Отсюда и непопулярность технологии. Хотя вполне возможно, что местные новаторы найдут выход из ситуации.