Доступное жильё
«Администрация нашего города планирует выделить землю под строительство малоэтажного жилья для молодых семей. В соседнем Алексинском районе была подобная программа и при возведении домов использовали новый шифер – кровельный материал из асбоцемента с декоративным покрытием. Он в несколько раз дешевле аналогов, но, как говорят, прочен, долговечен, устойчив к коррозии. Вот только есть опасения. Ведь это же асбест, не вреден ли он? На Западе его не используют. Помогите разобраться – стоит ли строить из асбестосодержащих материалов». Г. ВОЩАНКИН, архитектор, Тульская область
Против использования материалов, содержащих асбест, действительно, ведется кампания. Но цель - не здоровье населения. Все прозаичней. Россия – основной мировой производитель белого асбеста. Вытеснить отечественные дешевые термостойкие материалы выгодно производителям альтернативных искусственных материалов – транснациональным концернам. Вот что выяснил наш корреспондент в городе Ясном Оренбургской области на Киембаевском горно-обогатительном комбинате «Оренбургские минералы». Это крупнейший в России производитель хризотил-асбеста.
АСБЕСТ АСБЕСТУ РОЗНЬ
Сначала о сути проблемы. Асбест – это собирательное. Коммерческое название групп минералов, имеющих различные химические, физические и, что особенно важно, биологические свойства. Их общее свойство – способность расщепляться на тончайшие гибкие волокна. Главные достоинства асбестосодержащих продуктов – высокая прочность на разрыв, эластичность, огнеупорность. По минералогическим признакам и кристаллической структуре асбест разделяется на две основные группы: на хризотил-асбест (белый асбест) и амфибол-асбест (голубой асбест). Хризотиловый асбест – безопасен при контролируемом использовании, добыча амфиболового асбеста запрещена.
Противниками применения всех видов асбеста являются европейские страны, где еще 40-50 лет назад добывалась и бесконтрольно использовалась в строительстве и промышленности кислотоустойчивая разновидность асбеста – амфибол. В наших легких среда кислая, попадая в них, длинные игольчатые волокна амфибола накапливались, могли вызывать мезотелиому плевры – один из видов рака, который случался у производителей амфибола.
В России, Китае, Индии, Бразилии, Канаде добывается белый асбест, так называемый хризотил. У хризотил-асбеста волокна длинные, спиралевидные, они распорются в воде. Через пару недель хризотил выводится из организма. Сравним белый асбест с широко используемыми искусственными волокнами-заменителями. Последние оказались далеко не «экологически чистыми». Например, керамическое волокно имеет период полураспада 60 дней, арамидное волокно – до 90 дней, целлюлозное волокно – более 1000 дней.
Хрмютил содержится почти в двух третях земной коры. В зависимости от региона и независимо от какой-либо человеческой или промышленной деятельности каждый человек вдыхает от 10 до15 тыс. волоком хризотила ежедневно и выпивает воды, содержащей от 200 тыс. до 2 млн волокон в каждом литре. И это на протяжении всей своей жизни и без какого-либо вреда для организма! Волокна хризотила являются естественным спутником человека, организм приспособился сосуществовать с ним.
В быту мы имеем дело не с отдельными волокнами асбеста с замурованными в цемент. При смешивании хризотилового волокна с цементом образуются прочные химические и физические связи. позволяющие производить прочные строительные изделия – шифер, панели, трубы и многое другое. Зацементированные волокна хризотила не могут вырваться на волю при воздействии воды, солнца, ветра. Кровельные асбестоцементные материалы даже в условиях крайне резких колебаний наружной температуры, агрессивных кислотных и щелочных выбросов промышленных предприятий не являются сколько-нибудь заметным источником эмиссии респирабельных волокнистых частиц. Причем этот фат не зависит ни от сезона года, ни от срока эксплуатации кровли – максимального – 70 лет. Асбоцементные трубы также безвредны. Они не отдают хризотил в воду. Это подтвердила Всемирная организация здравоохранения. Всего же хризотил используется более чем в 3 тыс. промышленных изделий.
ИДЕТ ВОЙНА ТОРГОВАЯ
Сегодня ЕС спекулируя на последствиях добычи амфибол-асбеста требует запретить и использование хризотила. Иначе как торговой войной это не назовешь. Прочные, экологичные, негорючие и термостойкие строительные материалы с использованием хризотила стоят поперек горла производителям более дорогих строительных материалов на основе синтетики, металла и других альтернатив.
Невольной жертвой антиасбестового лобби стал авианосец «Викрамадитья», который Россия должна была передать Индии. Индусы попросили заменить асбестовую прокладку теплоизоляции котлов. Новая изоляция разрушилась при максимальной нагрузке. И зачем нужна такая замена, если Индия сама импортирует асбест из России?
A теперь о градообразующем предприятии «Оренбургские минералы», что в городе Ясном. На сегодня – это самый крупный производитель белого асбеста в мире. «В этом году мы произведем 570 тыс. тонн хризотила, – говорит генеральный директор «Оренбургских минералов» Андрей Гольм. – Дли сравнения: «Ураласбест» даст 490 тыс. тонн, «Костанайские минералы» в Казахстане – 240 тыс. тонн, Бразилия – 330 тыс. тонн, Китай – около 400 тыс. тонн. Растут рынки Африки. Бангладеш, Индии, Таиланда, Бирмы, постоянен спрос Вьетнама. Ежегодный рост рынка составляет примерно 5-10% из-за роста населения в бедных странах. Хризотил – дешевый материал. Но в России рынок хризотила уменьшается – сокращается сельское население, строительство коровников, свинарников и других производственных помещений в сельском хозяйстве…»
В то же время наблюдается рост доходов городской части населения, и для загородного строительства используют более дорогие материалы. Хотя наряду с привычным серым шифером, используемым в России более 100 лет, уже выпускают шифер разных цветов, который не отличим от современных дорогих кровельных материалов, По цене у проверенного временем шифера нет конкурентов.
ХРИЗОТИЛОВЫЙ ДОМИК
Тем не менее для России, где что ни год, то пожар или наводнение. Но обеспечение населения малоэтажным негорючим и водостойким жильем, особенно в отдаленных районах, по-прежнему проблема. Как оптимальный способ ее решения – строительство каркасных домов Это наиболее перспективная технология возведения малоэтажного жилья эконом-класса, которая позволяет в краткие сроки проектировать и изготавливать дома для постоянного проживания в любых климатических условиях Инновационная технология строительства сала возможна благодаря использованию основных материалов – хризотил-цемента и пенобетона.
Из легких металлических конструкций собирается каркас здания. Его облицовывают изнутри и снаружи прессованными хризотил-цементными плитами, а образовавшуюся полость заливают пенобетоном. Пенобетон не горит, не боится влаги и не разрушается со временем, наоборот становится только прочнее. Заливку бетона можно осуществлять круглогодично при температуре воздуха до – 100 градусов. После заделки швов бетон срастается с хризотил-цементной опалубкой, и она работает как единая хризотил-бетонная конструкция. Получается аналог железобетона, более современного и дешевого. Себестоимость 1 кв. метра каркасного жилья в среднем 14 тыс. рублей. Время возведения дома площадью 100-150 кв. Метров – 1,5-2 месяца.
Инновационная технология с применением хризотил-бетона незаменима в сейсмически опасных зонах и в районах, пострадавших от природных катаклизмов. Такой дом отвечает всем экологическим стандартам. Строительные материалы не выделяют в окружающую среду вредные вещества, не проводят электрический ток, не экранируют электромагнитные волны, не горят, пожаробезопасны, не боятся влаги...
В ГОРОДЕ ЯСНОМ ПОКА ЯСНО
Комбинату – 33 года. Это высокоавтоматизированное предприятие. В производственных помещениях нет людей. На участке расфасовки встретил только оператора, управляющего лентой, которая перемещала мешки с хризотилом. Контакт с хризотилом сведен к минимуму. Кстати, сами мешки ткут тут же на комбинате из синтетического сырья. Для этого есть даже ткацкий цех. Из синтетического сырья вытягивают нитки, которые на станках превращаются в синтетическую мешковину. Конечно, можно заказать мешки в другом месте. Но это рабочие места для города, к тому же экономия на логистике. И что еще удивило меня. В ремонтном цехе разобрали полностью электровоз и по существу делают новый. Перематывают двигатели, наваривают колесные пары и т.д. Через два месяца будет новая машина. Тепловоз не потянет вагоны с рудой из глубокого карьера, а электровоз тащит. Также дают вторую жить мощным экскаваторам что работают в карьере, вагонам для перевозки руды. Капитальный ремонт обходится раз в 5 дешевле, чем покупка новых машин. Но все-таки купили два самых больших в мире карьерных самосвала Terex и Caterpillar.
А на месте бывших сараев как грибы после дождя растут коробки будущих каркасных домов. Уже обжиты несколько кварталов хризотиловых домов под цветными крышами. Население города – около 13 тыс. жителей. Построен стадион с искусственным покрытием. Гордость заводчан – профилакторий. Чего там только нет. И бассейн и соляная пещера, и многoe такое, чего в Москве не увидишь.
Комбинат работает круглые сутки, семь дней в неделю. Явление довольно редкое в России. Значит, жилье станет доступнее для россиян. Кстати, добавка хризотила в асфальтобетон повышает качество и долговечность покрытия. А дороги – одна из двух бед России. Дураками мы будем, если пойдем на поводу у антиасбестового лобби.
Александр Шишков, спецкор «ГМА», г. Ясный, Оренбургская область
Журнал «Глава районной администрации», №2 2013-03-05