Проникновение в нашу жизнь новых продуктов и технологий не всегда становится результатом научного прогресса. Иногда это следствие манипуляций общественным мнением.
Как сообщает Oxu.Az, один из наиболее драматичных и увлекательных сюжетов, иллюстрирующих это утверждение, раскручивается не одно десятилетие вокруг асбеста.
Асбест – это минерал из класса силикатов, имеющий волокнистую структуру. Волокна обладают уникальными свойствами. Их отличает исключительная прочность на разрыв и низкая теплопроводность.
Асбест почитали со времен Египта. Прежде всего, использовали его для защиты от огня. В наше время асбест ценится в большей степени за прочность. Это свойство сделало его почти незаменимым в качестве основы для различных строительных материалов, самый известный из которых, пожалуй, шифер.
Уникальность асбеста стала головной болью колоссов мировой химической промышленности. Создав множество искусственных альтернатив природному волокну, химики столкнулись с почти неразрешимыми проблемами при продвижении их на рынке.
Во-первых, искусственные волокна в 6-10 раз дороже асбеста.
Во-вторых, многие из них уступают ему в потребительских свойствах.
В-третьих, искусственные волокна оказались небезопасны. Изделия, содержащие волокна, как говорят специалисты, «пылят». Иначе говоря, частицы волокон неизбежно попадают в воздух, а значит и в наши легкие, что может провоцировать различные заболевания, вплоть до рака. При этом волокна, например, керамики выводятся из организма в течение 60 дней, арамида — 90, целлюлоза же впивается своими волокна в наши легкие на 1000 дней.
Справедливости ради, стоит оговориться, что «пылит» и асбест. Но «пылит» по-разному. Этот минерал не однороден. Самая популярная разновидность асбеста –хризотил. Она представляется наиболее привлекательной для использования в любых сферах нашей жизнедеятельности – волокна хризотила распадаются в легких за 14 дней. Впрочем, есть и другой асбест – амфибол. Он в 500 раз патогеннее. Именно поэтому амфиболы запрещены к использованию Конвенцией Международной организацией труда №162 «Об охране труда при использовании асбеста».
На протяжении последних лет 30 лоббисты синтетических волокон приписывают убийственные свойства амфибола всем разновидностям асбеста. И добились в этом немалых успехов. Увы, немало тому способствует одно печальное обстоятельство. Во частях планеты, включая страны Западной Европы до открытия негативных свойств амфибола именно его использовали в строительстве и других областях. Связано это с преобладанием в тех краях именно этой разновидности минерала.
В итоге те же европейцы не понаслышке знают, что асбест может быть опасным. А так лучше обходить стороной все, что называется «асбест».
Жителям бывшего СССР повезло куда больше. Здесь во все времена добывался и добывается хризотил – просто по причине почти полного отсутствия в недрах этой территории его опасного собрата. Стало быть, использовался и используется тоже только хризотил. Однако это не мешает идеям о смертоносности асбеста набирать популярность и у нас в Азербайджане. Во истину - у страха глаза велики.