Ситуация, которая сложилась сегодня вокруг нашей страны: экономические санкции, политический нажим, угрозы — знакома производителям хризотилового асбеста не понаслышке.
Дело в том, что хризотильщики живут в условиях подобных санкций уже много лет. Европейский союз, а под его влиянием и ряд международных организаций организовали мощную кампанию против асбеста. Эта кампания буквально навязывает правительствам разных стран: «запретите применение асбеста во всех его видах». Граждан Европы пугают тем, что асбест может нанести серьёзный вред здоровью. И данные исследований, мнения авторитетных учёных никто даже слушать не хочет. Антиасбестовые лоббисты кричат: «Асбест — это вредно, опасно, запретить надо даже само производство». И точка.
Позиция Российской Федерации: «за» контролируемое использование хризотилового асбеста. Разрешение проблем, с этим связанных, неоднократно обсуждалось с Владимиром Путиным.
Основываясь на практике многолетнего использования хризотилового асбеста, исследованиях Российской академии медицинских наук, правительство России считает, что «принятые запреты на применение асбеста в ряде стран… не учитывают научно-технических достижений последних лет в области производства и использования хризотилового асбеста». Правильность этой позиции, принятой в 1998 году, подтверждена неоднократно.
Да, Европа не закупает российский хризотил-асбест. Но российские производители не закрылись, не разорились. Слышал недавно: когда Латинская Америка заявила о своей готовности поставлять в Россию продукты, европейцы решили обсудить эту проблему со странами, готовыми занять их нишу. Иными словами, латиноамериканский бизнес пытаются вынудить отказаться от выгодных контрактов.
В отношении хризотила подобное происходит уже много лет. К примеру, в своё время Европа пригрозила Вьетнаму прервать экономические отношения, если там не прекратят закупать наш хризотил. И власти Вьетнама было согласились. Но в этой небогатой стране существует дефицит недорогих кровельных материалов, и заменить шифер, который намного дешевле металлочерепицы, им просто нечем. Когда стало ясно, что поборники антиасбестовой кампании создали в стране серьёзные проблемы, вьетнамцы вернулись к сотрудничеству. Кстати, в состав БРИКС входят как раз те страны, в которых используют хризотил, и, с точки зрения бизнеса, это весьма крупный рынок сбыта.
Методы давления на Россию, которые применяет сегодня Европейский союз, я думаю, были отработаны в том числе и в антиасбестовой кампании.
И эти методы для России не новы. Очевидно: как только мы начинаем выигрывать на их поле, наши западные партнёры меняют правила игры.
На мой взгляд, руководство нашей страны сегодня применяет защитные меры, аналогичные тем, что отрабатывались в процессе антиасбестовой кампании. У нас есть опыт борьбы в кризисных ситуациях. Поэтому я уверен, что в ситуации санкций Россия выстоит, хотя и будет трудно, как сегодня трудно хризотиловой отрасли России, как трудно нашим малым городам, где предприятия, работающие с хризотилом, расположены. А выжить мы выживем и будем развиваться дальше.