Ранее Дэвидом Бернштейном были также проведены сравнительные исследования хризотила из месторождений в Канаде и США и наиболее известных волокон заменителей, в результате которых были получены убедительные доказательства опасности заменителей, производители которых представляют их как “экологически чистые”.
Например, керамическое волокно имеет период полураспада 60 дней, арамидное волокно до 90 дней, а целлюлозное волокно более 1000 дней. Период полураспада волокон хризотила, для сравнения, составляет всего 14 дней. Результаты сравнительных исследований биоперсистенции волокон хризотил-асбеста и амфибол-асбеста (период полураспада волокон амфибола (амозита) составляет 466 дней) подтверждают значительное различие в степени их потенциальной патогенности и позволяют с уверенностью заявить о невозможности использования данных по неконтролируемому промышленному применению амфиболов датированных серединой прошлого века в отношении хризотила, продукты, на основе которого, абсолютно безопасны.
Современные научные исследования ставят под сомнение утверждения противников использования хризотила по всему миру о его исключительной опасности, и сводят на нет усилия инициаторов антиасбестовой кампании по дискредитации хризотила как промышленного волокна. Также результаты исследований Дэвида Бернштейна станут дополнительным аргументом Российской стороны на слушаниях по включению хризотила в список продуктов предварительного обоснованного согласия Роттердамской конвенции в сентябре этого года в Женеве. Канада, Россия и Казахстан, являющиеся крупнейшими производителями и потребителями хризотила в мире, последовательно отстаивают интересы мировой хризотиловой промышленности в рамках межправительственного переговорного комитета по Роттердамской конвенции, где противники хризотила ведут активную работу по включению его в Список, что фактически будет означать запрет на его экспорт в большинство стран мира. Инициаторами принятия такого безосновательного решения являются страны-производители синтетических волокон заменителей хризотила – Чили и ЕС.
Сегодня в СНГ добывается 50% всего мирового хризотила, а экспортные поставки составляют 50% от общего объема производства. Хризотил служит сырьем для огромной отрасли промышленности, основной продукцией которой являются хризотил-цементные изделия (шифер, трубы, прессованные плиты) и асбестотехнические изделия (прокладочные материалы, асбокартон, фрикционные материалы).
Хризотиловая промышленность СНГ насчитывает 60 предприятий, 41 из которых находятся в России, общее количество рабочих мест составляет 48,5 тысяч, а объем товарной продукции составляет 800 млн. долларов ежегодно. В прямой зависимости от темпов развития отрасли находятся 500 тысяч граждан СНГ, 400 тысяч из которых проживает в России.
Справка
Роттердамская конвенция регламентирует применение процедуры предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле. В начале 2002 года Европейский Союз, Чили и Австралия предложили на рассмотрение Конвенции все формы асбеста, включая хризотил. В результате экспертный комитет Конвенции, известный как Комитет по рассмотрению химикатов, в феврале 2002 года заключил, что включение хризотила и других видов асбеста на рассмотрение отвечает всем критериям Конвенции и этот вопрос передается на стадию формирования проекта документа “Руководство по принятию решения” (DGD) в отношении асбеста.
Однако на прошедшей в Женеве 17-20 ноября 2003 года 10 сессии Межправительственного переговорного комитета все виды асбеста, кроме хризотила, были включены в Процедуру предварительного обоснованного согласия (PIC). В отношении хризотила решение о включении было отложено до следующей встречи, которая пройдет в сентябре 2004 года. По хризотилу будет сформирован отдельный документ DGD и передан на рассмотрение.