Роттердамская конвенция распространяется на промышленные химические вещества и пестициды. Президент РФ Дмитрий Медведев подписал 8 марта 2011 года федеральный закон "О присоединении Российской Федерации к Роттердамской конвенции о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле", министерство иностранных дел готовит ратификационную грамоту.
"Сейчас Минздравсоцразвития России начало совместное со специалистами МАИР (Международное агентство по исследованиям рака Всемирной организации здравоохранения) комплексное эпидемиологическое исследование в рамках мероприятий федеральной целевой программы "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2013 годы)", - сказала Шевырева.
В рамках этого исследования специалисты должны выяснить, насколько хризотиловый асбест представляет угрозу для здоровья человека.
"Сейчас широко обсуждается вопрос необходимости включения в список запрещенных веществ хризотилового асбеста. Россия является крупнейшим мировым производителем и потребителем одного из видов асбеста - хризотила. Его промышленное использование в контролируемых условиях не представляет опасности для здоровья человека, но есть позиция ряда стран, настаивающих на запрете его использования", - сказала Шевырева.
По ее словам, в советский период до 80% производимого в нашей стране хризотилового асбеста использовалось на внутреннем рынке. В настоящее время он поставляется более чем в 40 стран мира.
Шевырева сообщила, что, действительно, волокна некоторых видов асбеста (амфиболовых асбестов) не выводятся из организма человека. Более того, накапливаясь, эти волокна могут становиться причиной развития бронхолегочных и онкологических заболеваний, среди которых наиболее опасными являются асбестоз, злокачественные новообразования верхних дыхательных путей, бронхолегочного аппарата, плевры и других органов и систем. Так, в приложение III Роттердамской конвенции включены асбесты амфиболовой группы.
"В случае хризотила (именно этот вид асбеста производится и только он разрешен к использованию в гражданских целях на территории России), волокна легко растворяются в биологических средах и выводятся из легких в короткие сроки. Условием накопления является длительное (в течение многих лет) поступление волокон с вдыхаемым воздухом в концентрациях, многократно превышающих предельно допустимые концентрации, установленные в настоящее время для воздуха рабочей зоны и атмосферного воздуха населенных мест", - сказала она.
Хризотил, добываемый на отечественных месторождениях, в отличие от хризотила, добываемого в некоторых зарубежных странах, практически не содержит примесей амфиболов, что позволило России избежать "эпидемии асбестобусловленных заболеваний", отмечавшейся во многих зарубежных странах, где амфиболы использовались на протяжении XX века без применения даже простейших мер предосторожности, подчеркнула Шевырева.
"Кроме того, нельзя допустить, чтобы в качестве заменителей хризотила предлагались искусственные волокна и материалы, в отношении которых нет никаких обоснованных данных по оценке риска для здоровья человека", - сказала Шевырева.