ENG
Новости

Костанайские карьеры: как добывают асбест на одном из крупнейших месторождений в мире

Единственный производитель хризотил-асбеста в Казахстане – АО«Костанайские минералы» (№ 31 рейтинга крупнейших частных компаний Казахстана – 2022) – занимает четвертое место в мире по запасам этого сырья. Предприятие разрабатывает Джетыгаринское месторождение в Костанайской области, являясь правопреемником советского Джетыгаринского асбестового горно-обогатительного комбината «Кустанайасбест», введенного в эксплуатацию 57 лет назад. Промышленная зона включает в себя высокомеханизированный горно-транспортный комплекс, состоящий из одного из глубочайших в стране карьеров (глубина – более 310 метров, длина – 4 км, ширина – 1,6 км), автотранспортного предприятия, обогатительного комплекса и энергоуправления. Инфраструктура позволяет вести горные работы от эксплоразведки и буровзрывных работ до экскавации и транспортировки горной массы до складов, откуда железнодорожными путями протяженностью более 92 км она доставляется до обогатительной фабрики и отвала пустой породы.


27.01.2023

За годы деятельности компания произвела более 17,5 млн тонн хризотил-асбеста, который в основном используется для армирования цемента при изготовлении шифера. Можно с уверенностью сказать, что весь асбестовый шифер, используемый для кровли и строительства стен в Казахстане, изготовлен из сырья, произведенного в АО «Костанайские минералы», поскольку никогда не было надобности его импортировать.

Сегодня компания выпускает более 250 тысяч тонн хризотила в год, достигнув рекордных значений за последние 30 лет. Запасов при такой производительности хватит еще на 70–100 лет. При этом 95% всей продукции экспортируется в Узбекистан, Индию, Таджикистан, Шри-Ланку, Китай, Туркменистан, Украину, Азербайджан, Вьетнам, Таиланд и Кыргызстан.

Учиться лучшему

Последние 25 лет «Костанайские минералы» развиваются под управлением частных инвесторов. В 1997 году тогда еще Джетыгаринский асбестовый ГОК «Кустанайасбест», находившийся на грани банкротства, был приватизирован компанией «Астана Холдинг». В 1998-м в комбинат пришла молодая команда менеджеров в составе Еркина Татишева (№ 21 рейтинга богатейших бизнесменов Forbes Kazakhstan), Каната Копбаева и Даулета Нуржанова (оба № 39 соответственно), которые в 2002 году выкупили предприятие.

В течение десяти лет АО «Костанайские минералы» руководит 49-летний Ербол Нурхожаев, уроженец Нукуса (Каракалпакстан), выпускник строительного факультета Московского института управления. В компанию он пришел в 1998-м вместе с нынешними акционерами. «В то время я работал начальником отдела экологии аппарата акима Медеуского района Алматы. Часто общался с бизнесом и был хорошо знаком с Еркином Татишевым, который и предложил попробовать себя в бизнесе. С тех пор я в этой компании», – рассказывает Нурхожаев.

Начав с должности менеджера по продажам представительства в Узбекистане, впоследствии он стал заместителем коммерческого директора в Казахстане, а после возглавил этот отдел и стал членом правления АО. В 2012 году был назначен председателем правления. «До сих пор помню первое совещание после назначения. Собрал всю команду и говорю: «Давайте станем чемпионами, как мы все мечтали в детстве! В асбестовой отрасли всего шесть компаний в мире, у нас есть шанс стать лучшей», – улыбаясь вспоминает собеседник.

По его словам, основная задача, которая тогда стояла: снизить себестоимость, сохранив качество продукции. В этом плане компания в два раза уступала основным конкурентам – российским производителям. Началась работа над приведением в порядок технологии и себестоимости. В результате, отмечает Нурхожаев, удалось добиться больших сдвигов – за последние десять лет «Костанайские минералы» существенно повысили конкурентоспособность своей продукции: улучшены технологические показатели обогащения, более чем на 40% снижено энерго- и водопотребление, на 30% сокращен расход дизтоплива и газа, техническая оснащенность приближена к мировым стандартам, внедряются современные автоматизированные системы контроля. За эти годы инвестиции составили более $100 млн.

Как рассказывает глава компании, первое, что было применено, – инструмент бережливого производства кайдзен, что сразу дало эффект. Далее последовали модернизация, цифровизация и автоматизация производства. «Главный секрет больших изменений и успеха – корпоративная культура и обучение. За эти годы мы многое освоили. Сначала это были курсы MBA для всего менеджмента из 30 человек, что послужило толчком к пониманию друг друга и дальнейшей совместной работе. В 2012-м мы прошли обучение у Эрика Фламгольца (американский профессор в области управления человеческими ресурсами и организационного поведения, основатель Management Systems Consulting Corporation, который выстроил стратегию бизнеса Starbucks Coffee и Movenpick. – Прим. ред.), после чего выстроили свое стратегическое развитие и инструменты, которыми пользуемся до сих пор. К тому же каждый год проводим тренинги и обмен опытом для сотрудников», – говорит Нурхожаев.

От крыш до дорог

В настоящее время компания сфокусирована в пяти отраслях по 30 направлениям, которые активно развивает. Среди них, помимо собственно производства волокна, изготовление стройматериалов, химический кластер, выпуск удобрений и фильтров.

80% сырья, производимого предприятием, всегда применялось в строительной отрасли – в асбестоцементной промышленности, в частности, как уже говорилось, в изготовлении шифера. Но существовавшие в стране с советского периода шиферные заводы не смогли своевременно предложить рынку новые продукты, продолжая по инерции выдавать лишь серый шифер. Только в 2012 году партнерами был запущен современный шиферный завод ТОО «Tectum Еngineering» в Шымкенте мощностью 5 млн кв. м в год, где стало использоваться производимое «Костанайскими минералами» сырье. А в 2017-м компания сама приобрела последний, еще действовавший на тот момент с советских времен Семипалатинский завод асбестоцементных изделий, находившийся на грани банкротства.

«Семь-восемь шиферных заводов, которые раньше потребляли наше сырье, стали проседать, оказались не в состоянии перестроиться на новый продукт, удовлетворяющий спрос. Мы осознавали, что нам нужно отрасль поддержать, внедрить технологии и модернизировать. К тому же с ростом цен на металлы спрос на шифер снова возрос. В итоге мы наладили производство асбестоцементных изделий, строительных материалов в виде газоблоков, других продуктов и начали выводить их на рынок. Активно выпускаем крашеную кровлю, популярность которой растет. Сегодня на этих двух заводах трудятся более 400 человек», – рассказывает Нурхожаев.

По его словам, мировое потребление кровельной продукции устойчиво. Юго-Восточная Азия и среднеазиатские страны широко ее используют. Есть конкуренция с производителями железных кровельных материалов – металлопрофиля, профнастила, но цена у последних в разы выше. Имеются и другие преимущества. «Шифер не сильно шумит во время дождя, не передает тепло и холод. Это природный материал, на 95% состоящий из цемента. Кровля из металла, помимо своей дороговизны, требует более затратных технологий укладки – нужно делать паро-, гидро-, шумоизоляцию», – объясняет собеседник.

Также группа включает в себя несколько предприятий, занимающихся производством строительных и дорожных материалов. К примеру, управляет фирмой «МинералСтройСервис», выпускающей такие стройматериалы, как брусчатка, бетон, железобетонные изделия, пластиковые окна. Кроме того, последняя занимается деревопереработкой и ремонтно-строительными услугами. В 2021 году она запустила еще одно производство – террасной доски под брендом EcoLine decking. В фирме задействовано порядка 170 человек.

Еще одна компания – ТОО «МехЛитКом» – в трех цехах занимается литейным производством запасных частей для горно-обогатительных предприятий, ремонтом горнодобывающей техники, производством и ремонтом электродвигателей. Сейчас компания, где трудятся около 250 человек, работает над запуском производства автосцепок – запасных частей для КТЖ. Для этого предприятие прошло проверку на стандарты качества, уже закупило необходимое оборудование по заливке и до конца года планирует начать выпуск изделий для железных дорог.

В 2015-м группа запустила собственный асфальтный завод, где производится более 15 тысяч тонн асфальтобетона в год. Потребность в нем возникла не только с коммерческой точки зрения, но и для тестирования новых идей. «Когда мы поняли, что из нашего сырья можно производить стабилизирующую добавку для асфальтобетона, то, изготовив ее, направили для лабораторных испытаний в институт КаздорНИИ в Алматы (занимается решением вопросов проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог с учетом природно-климатических условий регионов Казахстана. – Прим. ред.). Там сказали: отличный продукт. После этого мы начали сотрудничество с производителями асфальта. Кроме того, теперь сами пробуем разные варианты смесей. Ведь за лабораториями не набегаешься, а нужен качественный результат», – говорит Нурхожаев.

Новые возможности

«Костанайские минералы» работают над тем, чтобы вывести основное предприятие на безотходное производство. Сегодня из более чем 14 млн тонн горной массы выходит около 3 млн тонн руды, из которой производится 250 тысяч тонн хризотил-волокна, 250 тысяч тонн щебенки и две тысячи тонн стабилизирующей добавки для строительства автодорог. Остальное складируется. Компания постоянно ищет возможности расширения производства, сотрудничая с американскими, канадскими, российскими и местными научно-исследовательскими центрами.

«Два года назад работали с американской компанией Gen-TRIZ, которая занимается поиском изобретений. Сейчас пытаемся реализовать разработки и ищем дополнительные области применения нашего волокна. Здесь открывается огромный спектр возможностей. Во-первых, хризотиловым волокном можно заменить другие – химические, древесные. Во-вторых, можно использовать теплоизоляционные и негорючие свойства продукта при производстве огнеупорных, теплоизоляционных изделий. Китайцы это уже активно делают, даже шьют огнеупорную одежду», – вооду­шевленно рассказывает Нурхожаев.

Еще одно возможное применение хризотила – в сельском хозяйстве, в виде магнезиальных удобрений – пока находится на стадии изучения. «Химическая форма хризотил-асбеста – это магний. Магний выщелачивается и освобождается в кислотной среде. Сейчас изучается вопрос применения его в местах, где в почве имеются дефицит магния или кислые среды. Это будет способствовать увеличению урожайности», – объясняет собеседник.

Также на стадии исследований находится изучение влагозадерживающих качеств хризотил-асбеста. «Мы договорились с университетом КБТУ задействовать их химические лаборатории для исследования хризотила как абсорбента. Идея заключается в том, чтобы его качества впитывания влаги применить в засушливых регионах. Также будем проверять способность работы хризотила как фильтра – к примеру, для очистных сооружений в промышленных масштабах, в случае возникновения экологической катастрофы. Я считаю, что во всех этих направлениях есть огромный потенциал, который в будущем надеюсь реализовать», – полон оптимизма Нурхожаев.

Проблемы логистики

Ценовая доступность продукции позволяет компании легко проходить через кризисы. «Потребители начинают считать бюджет. А мы – как раз тот сегмент, который мотивирует спрос доступностью», – отмечает СЕО.

Период пандемии, тем не менее признает он, выдался сложным из-за локдаунов, в первые полгода производство приходилось останавливать. Но потом рынок «выстрелил». Именно в этот период удалось достигнуть рекордных показателей. В 2020 году было добыто 227 тысяч тонн хризотила, в 2021-м – 250 тысяч. Рост происходит не только по производственным и финансовым показателям, но и в плане эффективности. «Раньше мы производили 220–230 тысяч тонн в четыре смены, где было задействовано 3500 работников. Сейчас 250 тысяч тонн получают в две смены 2000 работников. Это результат системной работы. Внедрение однокаскадной схемы обогащения, бережливого производства, технические решения, увеличение производительности, цифровизация, повышение квалификации сотрудников, сокращение потерь на каждом участке, модернизация, смарт-задачи… В таком активном темпе мы развиваемся последние годы и продолжаем работать над непрерывным улучшением», – гордо рассказывает Нурхожаев.

Правда, большие проблемы компания испытывает в отношении логистики. Нехватка вагонов и локомотивов в КТЖ, которая имеет сезонный характер и продолжается уже давно, создает простои, что доставляет неприятности и компании, и потребителям. В этом году наложились санкции, введенные Западом против российских транспортно-логистических компаний. По словам собеседника, поначалу это даже привело к некоторому сокращению объемов реализации – приходилось работать на склад. Что касается логистических маршрутов, то вместо российских портов, которые были основными каналами перевозки, компания открыла путь через грузинский порт Поти и Клайпедский порт в Литве, что в любом случае осложняет и увеличивает стоимость. «Пока наши логисты отрабатывали новые маршруты, в том числе на правительственном уровне, отгрузки в дальнее зарубежье упали на 60% – вместо положенных 20 тысяч тонн объемы снизились до восьми тысяч тонн. Через Китай выходит в 2–2,5 раза дороже из-за длины железной дороги. Тем не менее, чтобы выполнить свои обязательства, в 2022 году мы отправили продукцию во Вьетнам в контейнерах через Китай, хоть это было дорого и нерентабельно», – сетует Нурхожаев.

В то же время с июня Россия начала испытывать проблемы с поставками своей продукции, вследствие чего появился спрос на казахстанскую – открылись новые пути реализации. Несмотря на сложности, «Костанайским минералам» удалось нарастить месячную отгрузку до более чем 30 тысяч тонн, чего не было за весь период современной истории комбината. Но это продлилось недолго: через три месяца снова возник дефицит вагонов, из-за чего отгрузка осуществляется лишь на 80%. В связи с этим компания продолжает искать новые пути решения проблемы.

Социально ответственный подход

В последние годы стратегия компании направлена на экологичность. Утверждена экологическая стратегия KM-Green, в планах перейти на актуальную ныне в мире стратегию ESG (экологическое, социальное и корпоративное управление). «Костанайские минералы» ставят перед собой амбициозную цель стать ни много ни мало самой экологичной компанией страны.

Уже сейчас, по словам Нурхожаева, в технологиях обогащения не используется химия и какие-либо реагенты – только воздух и сам минерал. Они работают над тем, чтобы минимизировать сушку в технологическом процессе – использовать естественный ветер, солнце. Для этого компания в 2022 году запустила проект водоотведения. Идея заключается в том, чтобы не мочить руду, тем самым минимизируя сушку и снижая углеродные выбросы. А из воды, которая будет выводиться из карьера, планируется сделать искусственное озеро.

Забота компании об окружающей среде и участие в жизни города Житикара заметны буквально везде. Большая часть инфраструктуры – мечеть, православный храм, детский сад, аллея Абая, фонтаны, памятники участникам Великой Отечественной и воинам-афганцам, пляж, спортивная инфраструктура и многое другое – построена «Костанайскими минералами». Кроме того, компания поддерживает учащихся Житикаринского политехнического колледжа, предоставляя им места для оплачиваемой практики. На помощь социальной сфере региона ею ежегодно выделяется более одного миллиарда  тенге. «Помимо высоких показателей, мы хотим создавать и служить. Сделать регион процветающим, сделать людей счастливыми, создать комфортные условия, современную инфраструктуру – за счет сильной экономики», – говорит Нурхожаев.

Источник
Поделиться
«Горит, как свечка!» Что делать, если загорелись стены дома?

Удивительные технологии: хризотиловая защита для людей и механизмов

Минерал для агробизнеса: как применить ГОК в сельском хозяйстве

Больше новостей