В Европе политика, направленная на запрет всех форм асбеста сформировалась под влиянием научного постулата о том, что все формы асбеста (амфибол, хризотил), будучи доказанными канцерогенами, одинаково опасны. Все виды асбеста является канцерогеном для человека, и порог его воздействия неизвестен, т.е. теоретически даже вдыхание небольшого кол-ва любого типа асбеста может привести через некоторое время к заболеванию. Именно этот постулат позволяет говорить об особой опасности асбеста для рабочих и населения, каким бы малым воздействие не было, и причислять всех кто когда-либо вдыхал волокна асбеста к потенциальным жертвам. Именно на этом постулате основаны прогнозы о высокой смертности среди рабочих и населения и призыве запретить использование всех форм асбеста.
Европейский опыт использования асбеста основан на использовании смешанных форм асбеста – амфиболового и хризотилового, при этом в Европе использовались в большом объеме рыхлые изоляционные материалы. Как известно, амфиболовый асбест представляет наибольшую опасность и риск для здоровья работающих и населения. Если обратиться к истории вопроса, то именно амфиболовые виды асбеста широко использовались в Европе с месторождений, расположенных в Италии, Южной Африки и Финляндии, по разным оценкам их доля в общем объеме потребления асбеста составляла до 20-30%, поэтому не случайно, что особую актуальность вопрос асбеста приобрел в Европе, которая столкнулись с негативным влиянием амфиболовых видов асбеста на здоровье рабочих, наряду с высокими прошлыми уровнями воздействия хризотила на производствах.
Мы категорически не согласны с европейским подходом и научным базисом.
Кроме, так называемого европейского научного подхода, существует и широко поддерживается другая точка зрения на проблему асбеста - дифференцированный подход к регулированию различных форм асбеста, позволяющий осуществлять контролируемое использование хризотила на основе оценки риска. Он основан на следующих постулатах:
а. Две основные формы асбеста (амфиболовый и хризотил) сильно различаются по химическому составу и строению, имеют различную биологическую активность. В то время как волокна хризотила быстро выводятся и растворяются в кислой среде легких, амфиболовые асбесты очень слабо растворяются и, практически, не выводятся из легких.
б. Эти факторы обуславливают различный риск возникновения заболеваний, т.е. в случае хризотила необходимо высокое воздействие пыли и длительное воздействие на организм, прежде чем проявится заболевание, в случае с амфиболовым асбестом, достаточно краткосрочного и непродолжительного воздействия для манифестации заболевания. Более того, хризотил, возможно, обладает нулевой активностью по отношению к стимулированию мезотелиомы.
в. Имеется порог воздействия, ниже которого возникновение заболевания не возможно. Именно поэтому еще с советских времен применяются предельно-допустимые концентрации (ПДК).
в. Исходя из этих различий для хризотила и хризотилсодержащих высокоплотных материалов возможно контролируемое использование без существенного риска для рабочих и населения. Чтобы снизить риски необходимо просто контролировать уровень запыленности на производстве, отказаться от производства и использования рыхлых изоляционных материалов, соблюдать элементарные правила при работе с высокоплотными хризотилсодержащими материалами (использование респираторов, избегать образования пыли).
Приверженцами данной модели являются такие страны как Россия, Канада, Мексика, Бразилия, страны СНГ, Индия, Китай или более 60 стран использующих хризотил.
Что касается канцерогенности асбеста, то из-за того, что все типы асбеста использовались в прошлом неправильно, мы знаем, что хризотил и амфиболы классифицированы как канцерогены 1-ой категории (доказанные канцерогенные агенты), такие как кадмий, хром, никелевый состав, кварц, солнечная радиация, винил хлорид, алкогольные напитки, соленая рыба, табак, древесная пыль, производство и ремонт обуви, производство мебели, литье железа и стали и резиновая промышленность (
http://193.51.164.11/monoeval/crthgr01.html). Классификация Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) устанавливает опасность вещества, а не риск. Например, уровень риска возникновения мезотелиомы для амфиболовых асбестов от 100-500 раз выше, чем у хризотила. Важно различать понятия опасности и риска. Различие в этих терминах хорошо описано в статье “Об использовании и неверном использовании Классификации канцерогенных веществ МАИР. Случай с асбестом”
Около 400 других продуктов и промышленных процессов признаны канцерогенными, но это не значит, что мы должны запретить их использование, а только должным образом контролировать его использование. Мы убеждены, что только политика контролируемого использования позволяет обеспечить баланс между занятостью, здоровьем рабочих и предоставлением населению развивающихся стран доступных, безопасных и долговечных материалов, позволяющих решать проблемы обеспечения населения доступным жильем и санитарной инфраструктурой в виде канализации и питьевой воды (
http://hdr.undp.org/en/reports/global/hdr2006/).