На переговорах в Таиланде Дмитрию Медведеву предстоит нелегкая задача убедить тайских коллег не препятствовать использованию в строительной индустрии этой страны российского хризотил-асбеста, готовая продукция с содержанием которого в отличие от амфибол-асбеста не представляет опасности для здоровья
Премьер-министр России Дмитрий Медведев, совершающий тур по Юго-Восточной Азии, встречается со своим тайским коллегой Праюта Чан-Оча. Одной из основных тем встречи станет вопрос о свертывании планов правительства Таиланда по ограничению использования хризотил-асбеста на территории королевства. Этот план, предложенный местным Министерством здравоохранения, был скоропалительно принят в 2011 году под давлением местных производителей стройматериалов, прежде всего кровли из металлической черепицы.
Чаще всего хризотил-асбест используется в производстве кровли, труб, дорожного покрытия, тормозных колодок для автомобилей. Но применяется он и в ВПК. В частности из-за его высокой прочности он применяется в облицовке паровых котлов на военных кораблях.
Хорошо известно, что Россия – мировой лидер по производству хризотилового асбеста. В общей ложности наша страна производит более 1 млн тонн хризотила. В основном его выпускают предприятия в так называемых моногородах – Ясном Оренбургской области и Асбесте Свердловской области. До 2007 года наша страна ежегодно экспортировала в Таиланд более 100 тысяч тонн этого минерала. Всего же королевство потребляло до 150 тысяч тонн хризотила в год. Представители российских властей не раз выражали озабоченность запретом использования хризотила в Таиланде. В частности, об этом в январе этого года говорил министр промышленности Денис Мантуров после встречи с тайским коллегой Чакрамоном Прасукхаванитом.
Широкое использование в строительстве хризотил-цементных материалов традиционно для стран Юго-Восточной Азии, которые в настоящее время являются основным рынком для российского хризотила. Многие общественные организации в Таиланде выступают против любых ограничений на использование хризотил-цементных материалов, так как продукты-заменители имеют более высокую стоимость, низкие потребительские свойства и недоказанную безопасность для потребителей.
Таиланд не первая страна, которая рассматривает возможность запрета на производство и использование асбеста в строительстве. Очевидно, что при рассмотрении данного вопроса необходимо разделять две основных разновидности этого минерала: амфибол и хризотил. Амфибол, действительно, способен вызывать опасные заболевания дыхательных путей, ибо его волокна распадаются в легких до 466 дней. Волокна хризотила распадаются в срок до 14 дней. Это, к слову, один из лучших показателей среди всех волокон, которые используются для производства строительных материалов. Заметим, что период полувыведения из легких керамического волокна – 60 дней, стекловолокна – 79 дней, каменной ваты – 67 дней, а например арамидного волокна и вовсе 45 дней. Самая пугающая цифра у целлюлозы, содержащейся во все более популярном фиброцементе – 1046 дней.
Таким образом, соотношение стоимости сырья и качества производимых товаров с использованием хризотила оказываются в разы лучше, чем у производителей любых синтетических аналогов. Существование хризотилсодержащей продукции на рынках Таиланда, фактически парализует деятельность иностранных производителей, не выдерживающих конкуренции с дешевым и качественным минералом, используемым для производства более чем трех тысяч наименований различной продукции. Именно поэтому местные лоббисты и пытаются под любым предлогом запретить хризотил, используя явно недобросовестные методы конкурентной борьбы. Этот очевидный для всех факт и попытается российский премьер донести до руководства Таиланда.
Алексей Хазбиев,