В странах Евросоюза все виды асбеста запрещены уже почти 10 лет как опасный для здоровья человека канцероген. Это решение фактически отрезало Россию и ряд других стран от весомого сегмента многомиллиардного рынка стройматериалов Западной Европы. Местные производители потирают руки. А независимые эксперты прямо называют этот шаг еще одним ярким примером нечестной конкурентной борьбы и обмана.
26 октября все российские и мировые информагентства разнесли шокирующую новость: Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) включила бекон, котлеты, сосиски и другие мясные продукты в список веществ, потенциально опасных для здоровья.
По мнению представителей ВОЗ, эти мясные продукты, которые люди веками употребляли в пищу без всякого вреда для своего здоровья, относятся к канцерогенным и якобы провоцируют развитие раковых заболеваний. А потому их ни в коем случае нельзя употреблять в пищу! Если следовать логике официальных чиновников ВОЗ, жители всего мира должны отказаться от мяса, чтобы не рисковать своим здоровьем. Но это же полный абсурд…
Двойные стандарты
В структуру ВОЗ входит Международное агентство по исследованию рака (МАИР). Именно оно работает над поиском причин появления онкогенных веществ в человеческом организме. С одной стороны, МАИР настойчиво использует термин «риск» в своих заявлениях, а с другой — признает, что не проводит оценку этого риска. И вот это двоякое толкование списков МАИР очень часто используется в экономических войнах для дискредитации той или иной продукции.
Самый простой пример — хризотил-асбест. Опираясь на список МАИР, в странах Евросоюза все виды асбеста запрещены уже почти 10 лет как опасный для здоровья человека канцероген. И это фактически отрезало Россию и ряд других стран от многомиллиардного рынка строительных материалов Западной Европы. Но давайте разберемся.
Асбест — промышленное название группы волокнистых минералов, отличающихся по физическим и химическим свойствам. В мире существует две разновидности асбеста — амфиболовый (голубой асбест) и хризотиловый (белый асбест). Амфиболовый асбест запрещен во всем мире, он кислотоустойчив и не выводится из легких, что действительно приводит к возникновению различных патологий.
Хризотиловый же асбест растворяется и выводится из организма за 14 дней. Поэтому он не способен приводить к возникновению серьезных заболеваний, что подтверждается многочисленными российскими и зарубежными исследованиями. При контролируемом использовании он не представляет никакой угрозы для человека!
Необходимые меры безопасности на производстве сформулированы на основе многолетнего исследования минерала (а в России асбест изучают более 70 лет) и во многом совпадают с нормами, соблюдаемыми на любом пыльном производстве.
Как известно, в авангарде мировой борьбы с раком идут Соединенные Штаты Америки. Однако на территории США хризотил-асбест не запрещен. И это еще один красноречивый довод в пользу отсутствия связи между включением материала в список канцерогенов и наличием реальной угрозы.
Хризотиловый асбест успешно используется и в некоторых странах Восточной Европы, СНГ и Юго-Восточной Азии. И это неудивительно: продукты на основе хризотил-асбеста — самые доступные на рынке.
Важная деталь: хризотил-асбест не производится на территории ЕС, основные его месторождения расположены в России, Индии, Канаде, Бразилии, Китае и ряде других стран.
Асбестосодержащие материалы широко и успешно используются в самых различных областях: в строительстве (шифер, хризотилцементные трубы, вентилируемые фасады из хризотилцемента), автомобилестроении (тормозные колодки), оборонной промышленности и ракетостроении (теплоизоляция). При этом сегодня во всех без исключения товарах народного потребления используется исключительно хризотиловый асбест, безопасный при контролируемом применении.
А что делает МАИР? Включает хризотил в список потенциально опасных материалов, и его тут же называют ядовитым и запрещают.
В чем же причины подобной асбестофобии? Почему чиновники МАИР так страшно пугают людей? Почему так беззастенчиво передергивают факты? Ответ очень прост.
Обвинения хризотил-асбеста в мнимой опасности для здоровья, равно как и запрет на его использование в ряде стран ЕС, продиктованы не стремлением защитить людей от опасности, а желанием устранить с рынка нежелательного конкурента — Россию.
Это яркий пример нечестной конкурентной борьбы и обмана. Наглядная иллюстрация того, как мощные лоббистские группы с помощью щедро оплаченных чиновников ВОЗ пытаются захватить и подмять под себя государственную политику в области использования асбестосодержащей продукции. Еще одно свидетельство того, что забота о здоровье граждан имеет мощную экономическую и политическую подоплеку. И, право, это не может не возмущать!
Использование списка МАИР в качестве инструмента экономической борьбы дискредитирует авторитет как самого агентства, так и вышестоящей организации в лице ВОЗ. И если в случае с мясом ВОЗ довольно быстро поспешила успокоить общественность, рассказав об отсутствии реальных рисков, то в случае с асбестом таких заявлений сделано не было! Здесь ВОЗ «почему-то» молчит в тряпочку…
Сегодня ясно одно: разговоры об опасности шифера, хризотилцементных труб, вентилируемых фасадов из хризотилцемента и прочих продуктов на основе минерала должны быть прекращены раз и навсегда, равно как и тезисы об опасности мяса. Все эти крики, плачи и стенания МАИР и ВОЗ полностью несостоятельны.
Знайте: если в качестве аргумента против хризотилсодержащих материалов вы услышите доводы о его мнимой опасности — значит вас, скорее всего, просто пытаются обмануть, навязывая покупку более дорогих (и опять же, по мнению ВОЗ, не всегда безопасных) аналогов.
Юрий ИЗМАЙЛОВ