В разное время в США и в Великобритании предпринимались попытки продавить законы, закрепляющие автоматические компенсации любому человеку, утверждающему, что он болен мезотелиомой.
Один за другим в западной прессе всплывают скандалы, связанные с фальсификацией асбестовых исков. Нечистые на руку юристы отсуживают компенсации за якобы испорченное здоровье людей. Как отмечают эксперты, в некоторых эпизодах обнаруживаются настолько вопиющие примеры мошенничества, что возникает вопрос: можно ли доверять судебной системе США и европейских стран, если в их юрисдикции возможны подобные кейсы?
Так, к примеру, спикер законодательной ассамблеи Нью-Йорка сел за коррупцию. Как установило следствие, высокопоставленный чиновник, возглавлявший ассамблею с 1994 по 2016 год, используя служебное положение, подкупал врачей и выбивал компенсации за недуги, якобы вызванные асбестом. Ключевым свидетелем по делу стал онколог Роберт Тауб, исследователь мезотелиомы. В благодарность за выделяемые гранты врач рекомендовал своим пациентам обращаться в юридическую фирму чиновника по вопросам компенсации ущерба здоровью. На этом политик, как установило следствие, заработал минимум $3 млн.
Другая история случилась в Нью-Джерси. Местный адвокат получил двухлетний срок за то, что вписывал в документы о судебных исках строительные компании из числа своих клиентов вместо реальных ответчиков. После чего уведомлял их о якобы поступивших требованиях и получал гонорар за «ведение» дела и защиту интересов в суде. По словам федеральных прокуроров, мошенническая схема, успешно реализуемая адвокатом с 2008 по 2012 годы, принесла злоумышленнику больше миллиона долларов.
Тем не менее, сведения о раскрытых махинациях – лишь вершина айсберга. И в США, и в европейских странах асбестовые дела – многомиллиардное «поле чудес» для десятков юридических фирм. При этом есть все основания полагать, что значительная часть подтасованных исков как получали, так и продолжают получать положительные решения, отмечают эксперты.
Асбест – минерал, широко используемый в строительстве и промышленности. В конце XX века его применение на территории США и Западной Европы оказалось под вопросом: разновидность добываемого здесь асбеста – амфиболового – была запрещена из-за возможного негативного воздействия на здоровье. Неконтролируемое использование минерала без соответствующих норм безопасности привело к росту асбестообусловленных профессиональных заболеваний. Ситуация оказалась выгодной для многих: производители искусственных волокон стали раздувать страхи в отношении асбеста, вытесняя дешевого конкурента с рынка, а мошенники-юристы устремились в суды: правосудие относилось к «жертвам» благосклонно и вставало на их сторону даже при отсутствии доказательств.
Стоит оговориться, что широко распространенный в обществе и часто подогреваемый в СМИ страх перед асбестом не имеет отношения к отечественным реалиям. На территории Канады, России, Китая и других стран традиционно добывалась другая форма минерала – хризотиловый асбест. Данное вещество исследуется более 70 лет и имеет иную структуру, что делает применение хризотил-асбеста безопасным при контролируемом использовании, отмечают эксперты отрасли.
В разное время в США и в Великобритании были попытки продавить законы, закрепляющие автоматические компенсации любому человеку, утверждающему, что он болен мезотелиомой – формой рака, появление которой в некоторых случаях может быть связано с воздействием асбеста. Доказательств при этом приводить не предполагалось. Результатом однобокого подхода в решении асбестовых дел стал повальный рост числа исков. Юридические компании, в том числе, аффилированные с антиасбестовыми активистами, стали заниматься выбиванием компенсаций с бизнеса. За легкими деньгами мог обратиться любой житель страны. За процент от будущей выплаты адвокаты «рисовали» необходимые бумаги. Махинации не раз открывались: однажды один и тот же рентгеновский снимок был использован в 50 тыс. судебных исков!
При этом эксперты отрасли отмечают, что, несмотря на сильное влияние антиасбестового лобби, в обществе зреет желание, наконец, прекратить разгул жульничества. В частности, американский сенат выступил с инициативой приструнить аферистов. Палата представителей США одобрила законопроект, ужесточающий порядок получения компенсаций жертвами неконтролируемого использования асбеста. По мнению разработчиков, закон позволит отделить реальных пострадавших от мошенников.
Похожее желание докопаться до истины наблюдается и в Австралии, где общественная жизнь закипела после публикации ABC News, сообщившей, что потребители питьевой воды будут обязаны заплатить 8 млрд долларов за замену 40 тыс. км водопроводных асбестоцементных труб, якобы опасных для здоровья. Недовольство прессы и граждан вызвал тот факт, что в 2002 году Всемирная организация здравоохранения анализировала проблему использования асбестоцементных водопроводных труб и пришла к выводу, что оснований для беспокойства нет: «убедительных доказательств канцерогенности асбеста в эпидемиологических исследованиях здоровья населения, употребляющего питьевую воду, содержащую высокие концентрации асбеста, недостаточно». Более того, ВОЗ отмечала, что необходимости установления санитарных норм на содержание асбеста в питьевой воде нет. То есть, прикрываясь страшилками об асбесте, правительство Австралии и обслуживающие компании хотели заработать на гражданах, – не вышло, правда оказалась сильнее, констатируют эксперты отрасли.
Еще один, и, вероятно, последний удар по антиасбестовой кампании был нанесен публикацией масштабного исследования, результаты которого опровергают влияние хризотил-асбеста на развитие заболеваний органов дыхания. Что важно, авторами доклада стали ученые, стоявшие у истоков борьбы с асбестом. Десятки страниц наблюдений и расчетов, опубликованные на портале oem.bmj.com, содержат информацию о количестве и составе волокон асбеста, найденных в легких людей, страдающих заболеваниями органов дыхания. Сенсационным результатом стало то, что связь между хризотилом и заболеваниями легких не нашли ни у одного из пострадавших.
Впрочем, для людей, погруженных в проблему, информация не стала открытием, говорят эксперты. По их словам, научное сообщество всегда скептически относилось к цифрам, распространяемым активистами антиасбестовой кампании. Контролируемое использование хризотила не запрещено ни Всемирной организацией здравоохранения, ни Международной организацией труда. В мае 2007 года ВОЗ декларировала применение раздельного подхода к разным видам асбеста: на 60-й Генеральной ассамблее ВОЗ был принят «Глобальный план действий: Здоровье работающих (WHA 60.26)». Пункт 10 Приложения данного документа гласит: «… Деятельность будет включать проведение глобальных кампаний … с учетом дифференцированного подхода к регулированию различных его (асбеста) форм».
Очевидно, что в последние годы в обществе сформировалось критическое отношение в разного рода страшилкам. Люди все чаще пытаются вникнуть в суть проблемы и найти истину. Однако станут ли участившиеся случаи обнаружения откровенного мошенничества и публикации о новых исследованиях основой для пересмотра экономической политики Евросоюза и США, - задаются вопросом эксперты. Найдут ли ученые в себе силы публично признать ошибки? И отвечают: вероятнее всего, нет, слишком много интересов переплетено в этом противостоянии.
Сергей Петров