НО «Хризотиловая ассоциация» выражает крайнюю озабоченность в связи с публикациями в СМИ о провале испытаний российского авианесущего крейсера «Адмирал Горшков». По информации газеты «Коммерсантъ», на авианосце вышли из строя 7 из 8 паровых котлов, основной причиной газета называет отказ от использования асбеста в теплоизоляции энергетических установок. Согласно данным НО «Хризотиловая ассоциация», в мире до сих пор не создано материалов, которые служили бы точными аналогами асбеста. В связи с этим легкомысленная замена асбестосодержащей теплоизоляции в сложных конструкциях может и будет приводить к печальным последствиям.
Сегодня газета «Коммерсант» со ссылкой на источник, близкий к «Рособоронэкспорту» опубликовала статью о том, что в ходе испытаний авианосца «Адмирал Горшков» возникли серьезные неполадки. Напомним, данный тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.4 вошел в состав ВМФ СССР в 1987 году, в 1995 году поставлен на хранение, а в данный момент проходит переоборудование под сдачу в аренду ВМФ Индии.
Согласно информации СМИ, в рамках технической модернизации авианосца «Адмирал Горшков» была произведена замена энергетической установки судна, а вместе с ней – и блока теплоизоляции. При этом вместо асбестосодержащей изоляции, изначально применявшейся на судне, была использована изоляция из огнеупорного кирпича. В результате испытаний кирпич просто рассыпался, не выдержав температурного режима.
Инициатива о замене асбеста в конструктиве теплоизоляционных блоков, по данным «Коммерсанта», принадлежала индийской стороне. Данное требование находится в логике существующего сегодня в мире тренда отказа от использования асбеста из-за потенциального вреда здоровью, который он, якобы, мог причинить экипажу. Это прямое следствие антиасбестовой кампании, проводимой группой международных экологических организаций направленной на полный запрет всех видов асбеста в мире без учета дифференцированного подхода к различным его видам и существующих научных данных. При этом это первый подобный случай на рынке вооружений, ставший публичным.
НО «Хризотиловая Ассоциация» считает, что данная ситуация заслуживает более пристального внимания. В средствах массовой информации на данный момент не уточняется, какой именно тип асбестового волокна был использован в теплоизоляции паровых котлов. Существует две разновидности асбеста – амфиболовый и хризотиловый. Амфиболовый асбест (голубой асбест) – кислотоустойчив и не выводится из легких, что приводит к возникновению различных патологий, запрещен во всем мире. Хризотиловый асбест (белый асбест) – растворяется и выводится из организма за 14 дней, благодаря чему и не способен приводить к возникновению серьезных заболеваний легких при контролируемом использовании, что подтверждается многочисленными российскими и иностранными исследованиями.
Стоит отметить, что в России традиционно используется именно хризотиловый асбест, который, как уже было сказано, при контролируемом использовании не представляет угрозы для человека. Именно поэтому возникает вопрос о целесообразности требований индийской стороны, учитывая тот факт, что в Индии хризотиловый асбест используется без ограничений.
НО «Хризотиловая Ассоциация» призывает к более тщательному анализу любых конструкций и механизмов, в которых производится замена материалов на безасбестовые. Учитывая, что до сих пор в мире не найдено полноценного аналога асбестовому волокну, а также то, что хризотил-асбест признан материалом, безопасным при контролируемом использовании, НО «Хризотиловая Ассоциация» предостерегает от легкомысленных действий в этой области. Очень жаль, что еще один горький для отечественного оборонно-промышленного комплекса опыт пополнил эту копилку.
В то же время, произошедшее, в очередной раз доказывает уникальные свойства асбеста. Этот минерал очень прочен и обладает огнеупорными свойствами. Асбестосодержащие материалы широко и успешно используются в самых различных областях, например в строительстве, автомобильной и оборонной промышленности и ракетостроении.