ENG
Новости

Хризотиловые тормозные колодки: история борьбы за качество

Асбестовые тормозные колодки широко используются при создании транспортных средств с первой половины XX века – собственно, с начала массового производства современной техники. «Горный лен» (так поэтично называли асбест в античные времена) используется при производстве грузовых и легковых автомобилей, поездов дальнего следования и пригородных электричек, трамваев и автобусов.

13.08.2019
Выбор инженеров не случайно пал на этот вид минерала – асбест обладает уникальными термоизоляционными свойствами, слабо подвержен механическому воздействию и обладает волокнистой структурой. К примеру, костюмы для пожарных и металлургов, работающих в горячих цехах, часто делают именно из волокон хризотил-асбаста, поскольку даже при экстремальных температурах он отлично защищает от жара. Для накладок на тормозные колодки лучше материала и не придумаешь – пластичный, устойчивый, долговечный. Впрочем, как можно догадаться, у чудо-минерала в современном мире все-таки есть проблемы.

Такой разный асбест

На сегодняшний день использование асбеста ограничено в ряде стран. Связано это, во многом, с пренебрежительным отношением производителей к безопасности сотрудников в Западной Европе. Бесконтрольное использование амфиболового асбеста на рубеже веков стало причиной развития у работников профессиональных заболеваний. Негативный исторический опыт способствовал формированию в этих странах устойчивого страха перед материалом.

При этом на территории Российской Федерации традиционно добывается хризотил-асбест, который обладает свойствами, отличающимися от его собратьев из Европы, Северной Америки и Африки. В первую очередь, у него низкая длина волокна, менее 5 мкм, что является ключевым фактором в определении степени опасности волокнистых веществ для здоровья человека. Согласно исследованию Давида М. Бернштейна, Рика Роджерса и Пола Смита «Биоперсистенция волокон хризотила», волокна хризотил-асбеста выводятся из легких человека за несколько дней, не успевая причинить какой-либо вред. Для сравнения, длинные волокна действительно могут стать причиной заболеваний – но для этого им надо пролежать внутри респираторной системы пациента долгие годы. Если же хризотиловое волокно связано каким-то веществом, например, цементом, то оно не может попасть в воздух – а значит и в легкие к потребителю. И это исследование не единственное – сотни ученых, НИИ, независимых исследовательских групп, международных организаций и НКО проверяют и перепроверяют свойства хризотил-асбеста, неизменно доказывая – минерал безопасен при контролируемом использовании.

Но как это связано с тормозными колодками? Вот более чем характерный пример. В 2017 году компания Yamaha отозвала с российского рынка 128 квадроциклов модели YFM-90R, проданных с 2015 по 2017 год. Причиной, по которой техника оказалась «в опале», стала вероятность (!) того, что при создании тормозных колодок был использован материал с содержанием хризотил-асбеста. Что характерно, тормозная система у пользователей нарекания не вызывала. Более того, Yamaha так и не пояснила причин своего поступка, несмотря на многочисленные вопросы. И таких случаев довольно много – разве что они происходят по большей части на стадии производства, а не выпуска готовых автомобилей, так что широкая общественность о них просто не узнает. На производителей автопрома давят, запрещая им использовать хризотиловые тормозные накладки под любым предлогом. Может быть, у этого есть какая-то причина?

Наука против политики

Известный американский профессор-токсиколог Дэннис Паустенбах пишет в своем многолетнем исследовании производства, функционирования и работы тормозных колодок с накладками из хризотил-асбеста, что «выбросы продуктов изнашивания тормозов (пыли или обломков) не загрязняют окружающий воздух волокнами асбеста длиной более 5 мкм». Он специально указывает на то, что при ремонте легковых автомобилей и легких грузовиков восьмичасовое воздействие асбеста на человека составляет 0,04 волокна/см3 и 0,2 волокна/см куб. при ремонте тяжелых грузовиков и автобусов, что не представляет угрозы для здоровья специалистов. Более того, 99,7% волокон хризотила, выделяющихся в окружающую среду в результате эксплуатации изделий, при трении превращались под воздействием высоких температур в совершенно другое вещество – форстерит. Оставшиеся волокна хризотила, составляющие менее 1% от объема частиц в воздухе, представляют собой частицы размером не превышающие 0,3 микрон.

 Ему вторят ученые Крейг А. Поланд и Роджер Даффин в статье «Токсикология асбестосодержащих тормозных накладок: роль в развитии мезотелиомы».  По их словам, «эпидемиологические и мета-аналитические исследования с точки зрения взвешенности доказательств не показывают существенного риска развития ЗМ у механиков, выполняющих работы с такими фрикционными изделиями, содержащими хризотил». При учете того, что механик, взаимодействующий с тормозной колодкой напрямую и в замкнутом помещении, никак не рискует, то что говорить о конечном потребителе, который за все время пользования автомобилем может ни разу и не увидеть свою тормозную колодку?

Cui prodest?

Хризотил-асбест является не только уникальным, но и доступным минералом. Строительные материалы, защитное снаряжение и, в частности, тормозные колодки и их составляющие из российского хризотила являются весьма серьезным конкурентом на мировом рынке любым синтетическим аналогам. Высокое качество и низкая цена – это едва ли не самое страшное сочетание на рынке, тем более в современном мире. Более того, российские предприятия открыли для себя Тихоокеанский регион и активно торгуют со странами Юго-Восточной Азии, Индией и Китаем. При учете количества населения и экономического потенциала региона, такие действия вызывают острую зависть у конкурентов.

И они борются, но далеко не экономическими методами. Раз в два года на заседании сторон Роттердамской конвенции чиновники из стран Евросоюза и США год за годом пытаются запретить любое использование асбеста во всем мире, естественно, встречая сопротивление. Помимо этого, они оказывают давление на правительства развивающих стран, крупные и малые компании, не стесняясь применять методику кнута и пряника.

Впрочем, как показывает история последнего десятилетия, несмотря на периодически вспыхивающую антиасбестовую истерию, хризотиловая отрасль растет, а продукты на его основе пользуются неизменной популярностью и, в частности, накладки на тормозные колодки. В конце концов, если ездить безопасно, дешево и удобно, то зачем отказываться от «горного льна»?

Источник
Поделиться
Барнаульский завод автоформованных термостойких изделий второй год становится победителем конкурса «Лучшее промышленное предприятие Алтайского края»

Пять специалистов разных подразделений градообразующего предприятия удостоены звания «Почетный работник ПАО «Ураласбест»

Президент Сооронбай Жээнбеков ознакомился с деятельностью Кант ТШП в Баткенской области

Больше новостей