ENG
Новости

Асбестовый тормоз: история одной детали

В мире автозапчастей и автомобилестроения существует несколько «острых» тем, которые по уровню накала страстей могут сравниться с некоторыми вооруженными конфликтами. Конечно, кровь в них не проливается, но борьба идет не на жизнь, а насмерть. Одним из таких «полей брани» стало применение асбестовых накладок на тормозные колодки. В Европе они запрещены, в России и странах СНГ разрешены, а весь остальной мир колеблется между двумя полюсами. В данной статье мы разберемся, откуда взялись истоки конфликта и почему именно асбест стал камнем преткновения.

18.08.2021
История вопроса

Асбестовые накладки на тормозные колодки начали массово производить еще в первой трети XX века на заре автомобилестроения. Их использовали все передовые промышленные экономики этого времени, и не зря. Асбест – это коммерческое название нескольких видов волокнистых минералов, обладающих уникальным комплексом полезных свойств. Они не горят, не плавятся, при нагреве не выделяют вредные пары, химически инертны, устойчивы к механическим повреждениям и крайне прочны. Так, асбестовое волокно выдерживает нагрев до 1 500°С (выше, чем температура горения ракетного топлива), а его прочность на разрыв составляет до 300 Мпа, что превышает показатели многих марок стали. Для детали, созданной для трения и высоких температур, лучшее решение вряд ли можно найти.

Правда, как и везде, есть нюансы. В конце прошлого столетия большинство европейских стран начали массово отказываться от применения асбеста, вслед за ними от «горного льна» ушла Япония, а в США его использование существенно ограничили. Причиной поразительного единодушия стала массовая акция, развернувшаяся на страницах газет, на телевидении и даже на уличных демонстрациях. Применение асбеста стали называть причиной тяжелых заболеваний, в том числе онкологических. Инспирированная антиасбестовая кампания вылилась в запреты и ограничения – естественно, зарубежные автомобильные концерны отреагировали единственным возможным образом, а именно, сняли асбестовые колодки с производства. Удивительно, правда, что в странах СНГ, а также Юго-Восточной Азии этого не произошло. Там что, другой асбест? Как выяснилось – да.

О нашем и зарубежном

В мире существует два вида асбеста – хризотиловый и амфиболовый. Амфиболовый асбест представляет собой сложный гидросиликат, в составе которого есть железо (формула одного из его видов, крокидолита – (Na2Fe32+Fe23+)Si8O22(OH)2). Он выглядит как миниатюрные, около 5 мкм, иголки, обладающие высокой летучестью и устойчивостью к кислотам. Последнее очень важно – при попадании амфиболового асбеста в легкие альвеолярные макрофаги, клетки-уборщики, не смогут растворить волокна. Как следствие – долгие годы амфиболовые волокна травмируют ткани, что приводит к тяжелым болезням. И, как вы уже, наверное, догадались, Европа в основном использовала именно амфиболовый асбест – его месторождения находятся в странах, напрямую или косвенно зависевших от Англии, Франции и Германии в эпоху колониализма.

Хризотиловый же асбест добывали на территории СССР. Он представляет собой гидросиликат магния (3MgO•2SiO2•2H2O ) и обладает устойчивостью к щелочам, а вот в кислоте растворяется. Таким образом, хризотиловое волокно выводится из организма человека за короткий промежуток времени (подробности см. статья «Оценка физико-химических свойств хризотилосодрежащих тормозных колодок и их токсичности» Мэтью Бойлс, Дженнифер Рафтис и др.), не нанося ущерба его здоровью. Об этом говорит работа Давида М. Бернштейна «Биоперсистенция волокон хризотила» и труд ученых КрейгаПоланда и Роджера Даффина «Токсикология асбестосодержащих тормозных накладок: роль в развитии мезотелиомы». «Эпидемиологические и мета-аналитические исследования с точки зрения взвешенности доказательств не показывают существенного риска развития ЗМ (злокачественной мезотелиомы – прим.ред.) у механиков, выполняющих работы с такими фрикционными изделиями, содержащими хризотил», –пишут они. Если же мы углубимся в химические процессы, происходящие при работе хризотиловых накладок на тормозные колодки, то выяснится – под воздействием температур и трения волокно превращается в форстерит. Поланд и Даффин в своей работе отмечают, что этот минерал обладает иными свойствами, чем хризотиловое волокно и не является опасным для здоровья человека.

Кстати, в 2006 году было проведено еще одно научное исследование под названием «Воздействие асбеста и искусственных волокон в производстве и риск рака легких: исследование методом случай-контроль в Европе». Межуниверситетская группа ученых из ЕС проанализировала статистику заболеваний, связываемых с асбестом, и выяснила – в странах бывшего социалистического лагеря они находятся на уровне статистической погрешности, а вот государства блока НАТО (ФРГ, Великобритания, Франция, Испания, Италия и т.д.) имеют весьма удручающую клиническую картину.Вот тут то и началась информационная кампания, которая во многом является истоком части современных мифов об асбестовых тормозных накладках.

Тормоз для экономики

Европейские компании, отказавшиеся от использования асбеста, оказались в довольно неудобном положении. Синтетические аналоги асбеста существенно дороже природного минерала, покупать у СССР, а затем и России продукцию они не хотят, значит… надо просто запретить им добывать их хризотиловый асбест! К счастью, пока это не удалось – до сих пор почти половина планеты использует «горный лен», а наша страна является мировым лидером по его добыче и обработке. Тормозным колодкам же повезло чуть меньше. Поскольку ведущие производители легкового транспорта находятся как раз в странах, принявших запрет асбеста, они наложили негласное «вето» на «горный лен». Сегодня любое упоминание этого минерала в сочетании с техникой ведет к громкому скандалу. Так, в 2017 году компания Yamaha отозвала с российского рынка 128 квадроциклов модели YFM-90R, проданных с 2015 по 2017 год. Причиной для странного демарша стало подозрение на возможность наличия хризотил-асбеста в накладках на тормозные колодки.

Западные производители всеми силами борются против хризотилового асбеста, и потому тормозные колодки на его основе регулярно подвергаются нападкам в медиа, а на уровне рынков – запретам. Поскольку на территории Таможенного союза они разрешены и российский потребитель может законно пользоваться преимуществами своего положения, «крестовый поход» развернулся в голове обывателя, накачиваемого разнообразными страшилками с единственно коммерческой целью. Правда, объемы производства и продаж накладок на тормозные колодки в России с годами не падают. Почему? Практичность и доступность вкупе с долгим сроком службы хорошо помогают справиться с конкурентами, предлагающими, в основном, слова.

Источник
Поделиться
Инновационная мастика "Мастодонт" прошла проверку после года эксплуатации

В 28 муниципалитетах Башкирии кровли отремонтируют с помощью хризотилцементного шифера

Пожар в Милане: почему в Европе горят многоэтажки?

Больше новостей